Generation П

Камерный театр анонсировал в Челябинске премьеру самого известного романа Пелевина

Без иронии Пелевин невозможен
Архив Камерного театра

Несмотря на то, что существует экранизация культового романа 90-х, театры до сего дня обходили творчество Пелевина своим вниманием. Это понятно: постмодернистские тексты ставить трудно. Но московский режиссер Лариса Александрова не испугалась.

Лариса Александрова, режиссер-постановщик

5-го, 6-го и 7-го октября Камерный театр приглашает на премьеру «экзистенциального мюзикла», который она поставила по роману «Generation П». Это уже четвертая постановка Александровой в Камерном и уже сегодня можно предположить, что ее ожидает успех. Понятно, что Пелевин — один из самых ярких и раскрученных поп-культурных брендов, который сам себя продает. Однако, в данном случае, дело еще и в том, что Лариса Александрова предложила очень интересные сценические решения и привлекла в театр дополнительные творческие силы. Режиссер-постановщик любезно ответила на вопросы журналистов.

— Роман описывает реалии девяностых, время ушло далеко вперед. Как, по-вашему, не устарел ли «Generation П»?

— Абсолютно не устарел, более того, у Пелевина в тексте можно найти предсказания, которые сейчас сбываются с абсолютной точностью. Та почва, на которой все варится, на которой только сейчас все взросло, находится там. Вся наша нынешняя ситуация — оттуда. Поэтому роман очень актуален.

— Вы обозначили жанр спектакля как «экзистенциальный мюзикл». Поясните, пожалуйста, смысл этого термина?

— «Экзистенциальный» — это философский термин, который говорит о существовании. Важные принципы экзистенциальной философии — это свобода выбора и направление этого выбора. Какой выбор ты сделаешь, таким и будет твой мир. Это важная часть нашего спектакля и смысл всего, о чем мы говорим. В самой фразе «экзистенциальный мюзикл» можно прочесть иронию, поскольку она объединяет два несочетаемых понятия. Сам роман Пелевина очень ироничен, не могу сказать «циничный», но там содержится достаточно злая ирония про нас, наше общество, про то, как мы живем. Мы тоже нашли такую форму: немножко злую, немножко ироничную.

Челябинцев ждет «немножко злой, немножко ироничный» спектакль

— То есть, петь не будут?

— Ну как же это? Поем все время (смеется). Мы специально выбрали такую форму, поскольку по-серьезному рассказывать такой материал, мне кажется, неправильно. Пелевин не такой автор. В его произведениях серьезная и даже гиперсерьезная информация всегда подается в ироничной и довольно легкой форме.

— Это уже четвертый спектакль, который вы ставите у нас. Как вам работается с нашими артистами?

— Прекрасно работается, иначе я бы четвертый спектакль тут не ставила (смеется). Это родные мне люди, это мой родной театр. Я уж не помню, сколько... С двадцати пяти лет здесь, по-моему. Сначала в качестве танцовщицы, потом как хореограф и сейчас я уже в новом качестве тут присутствую.

В постановке очень многое символизирует власть телевидения

— Язык Пелевина очень специфичен. Его, вообще, тяжело ставить?

— Вообще, любую прозу ставить непросто, если это не специально написанная для театра пьеса. Я сама делала инсценировку для спектакля, но (смеется)... Тут все нелегко, режиссер вообще сложная профессия. Весь роман поставить невозможно, вы увидите, можно сказать, его квинтэссенцию.

— До премьеры осталось не так много времени, что еще не сделано?

— У нас еще очень много работы. Во-первых, будет много видео, потому что без видео этот материал навряд ли можно сделать. Скоро к нам приезжает видеохудожник из Москвы и она будет делать очень много визуальных решений. Предстоит соединять воедино свет, видео и декорации, которые тоже совершенно необычны и волшебны. Это не просто декорации, они обыгрываются, проживаются актерами. На них тоже проецируется видео, в общем, работы еще очень много.

Бессменный главный режиссер театра Виктория Мещанинова и Лариса Александрова

— А Пелевин легко дал разрешение на эту инсценировку?

— Насколько мне известно, неожиданно легко, да. И даже много денег не затребовал. Это нормально, мне кажется.

Справка «Челябинского обзора»:


Лариса Александровна Александрова — режиссер, хореограф. Окончила ГИТИС в 2012 году. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (2010).