Еда поедет по новым правилам

Введение системы «Платон» приведет к повышению цен и проблемам с поставками

Товары в челябинских магазинах снова подорожают, а некоторые наименования могут временно исчезнуть с полок. В России запускается система «Платон», которая обяжет большегрузы платить за проезд по федеральным трассам, что отразится на ценниках в рознице. Между тем, транспортники жалуются на сложности подключения к ноу-хау, а значит, возможны перебои с поставками.

Затраты на проезд по федералкам, лягут на плечи конечных покупателей
stroymash.harwester.ru

«Платон» следит  за тобой

С 15 ноября все грузовики весом более 12 тонн должны будут заплатить «оброк» за проезд по федеральным трассам в размере 1,53 рубля за километр. С 1 марта тариф вырастет до 3,06 рублей, а в 2019 году достигнет 3,73 рубля — изначально речь шла именно об этой цифре, однако после массовых протестов дальнобойщиков, власти приняли решение снизить цену, а также повременить с санкциями за неоплаченный проезд. В регионах штрафы начнут взимать с мая следующего года, а вот в Москве уже сейчас. Ответственность за уклонение от платного проезда очень серьезная: водитель заплатит 5 тысяч рублей, должностное лицо, ответственное за движение ТС — 40 тысяч рублей, индивидуальный предприниматель — 40 тысяч рублей, юридическое лицо — 450 тысяч рублей. Повторное нарушение будет караться еще строже.

Оплачивать проезд по федералкам будут с помощью системы «Платон». Для отслеживания движения устанавливается специальное бортовое устройство, либо составляется бумажная «маршрутная карта», где будет указана траектория движения автомобиля, сроки доставки груза и сумма, перечисленная владельцем оператору. Проверять автомобили будут специальные контролеры.

Одним из владельцев системы «Платон» является Игорь Ротенберг — сын бизнесмена Аркадия Ротенберга, председателя совета директоров СМП Банка.

По задумке, вырученные деньги пойдут в счет возмещения вреда дорожному покрытию, который наносят большегрузы. Какой процент из этого все же «закатают в асфальт» - вопрос спорный, считают дальнобойщики, ведь часть средств пойдет на обслуживание самой системы. Некоторые и вовсе опасаются, что деньги осядут в чьем-нибудь кармане.

«Заплатит дальнобойщик — подорожает все»

Под таким лозунгом на трассах выступили некоторые водители-участники протестов против введения сборов по системе «Платон». Большинство грузов везут именно по федеральным трассам, даже проехать по западной части Челябинской области придется по М5. Не трудно догадаться, что дополнительные затраты транспортники «вкрутят» в расценки, а заказчики — в конечную стоимость товара. В итоге получается, что оплатит потребитель, которому по большому счету безразличны логистические проблемы и состояние федеральных трасс.

«За каждый километр будет полтора-два рубля плюсом. В частности, мы занимаемся доставкой консервации из Краснодара и Кабардино-Балкарии и машины проходят по три тысячи километров. Надбавка получается приличная. Сейчас некоторые наши партнеры говорят о повышении цен продукции на 5-10%, — рассказал коммерческий директор ООО „Тимшел“ Юрий Лискин. — Привозим обычно по 20 тонн, если возить меньшими партиями, себестоимость единицы товара возрастет еще больше».

Подорожание отдельных категорий товаров будет зависеть не только от расстояния от завода до склада магазина, но и от циклов производства. «Так, представители Союза производителей молока уже провели калькуляцию и пришли к выводу, что пакет молока на прилавке стоимостью 60 рублей подорожает на три рубля. Причем молочники считали только свой производственный цикл: забрать сырье с фермы, привезти на молочный комбинат, переработать и развезти по складам, — рассказал координатор ассоциации „Дальнобойщик“ Валерий Войтко. — Здесь не учитывается такое же подорожание со стороны ферм»

Ноу-хау буксует

На практике оказалось, что само по себе введение оплаты — полбеды. Хуже всего то, что никто не знает как это работает. «Трекеры, которые отслеживают движение, выдаются бесплатно. Но их негде взять. Счет не пополняется или вместо тысячи рублей на него приходит только 300. Звонишь в челябинское представительство — они ничего не знают, отсылают в Москву, а там только автоответчик», — рассказал председатель челябинского клуба взаимопомощи дальнобойщиков «Братишка» Кирилл Карташков.

Если оплачивать по заранее утвержденному маршруту, то получается, что машина должна возвращаться по тому же пути. Как пояснил Кирилл Карташков, очень редко получается загрузиться в пункте «Б» и вернуться в «А» той же дорогой — дальнобойщики обычно заезжают за товаром и в другие города. В связи с ужесточением правил машинам придется ехать «порожняком». «Я бы повысил цены на перевозки в два раза из расчета: затраты на солярку, умноженные на два. Итого 70 рублей за километр. Вот тогда бы хватило и на „Платон“, и на зарплату», — добавил он.

Выступления дальнобойщиков на федеральных трассах продолжаются. Водители большегрузов выдвигают пять требований: ввести тестовый режим системы «Платон» на полгода, обеспечить все машины трекерами, снизить установленную плату хотя бы до 97 копеек за километр и разрешить постоплату, а штрафы ограничить 50 тысячами рублей.

Нововведение начинает действовать уже в воскресенье, а перевозчики пока не знают, что делать. Некоторые поехали на свой страх и риск, а другие просто отказались. В итоге пострадает все равно потребитель, который обнаружит в магазине пустые полки. В первую очередь это коснется продуктов питания.

Крупные торговые сети рассказали о возможных трудностях и приостановках транспортировок со стороны партнеров компании. Так например, X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») рассказали журналистам о том, что собственный автопарк компании уже подключен к системе «Платон», но поскольку для транспортировки некоторых товаров задействованы партнеры, могут возникнуть проблемы.

Похожая ситуация в Spar. «Торговые сети, конечно же, ощутимо пострадают от нового сбора. Мы работаем не только на своем автопарке, есть привлекаемый транспорт, в том числе, наших поставщиков, — рассказал совладелец розничной сети SPAR Максим Недякин. — Большинство крупных сетей эта проблема не коснется, а вот более мелкие понесут серьезные издержки. И потребители не могут этого не почувствовать — за это заплатим, конечно, все мы». Он не исключает, что из-за сложностей с «Платоном» может быть парализована транспортная сеть — основа логистики. Впрочем, все игроки рынка надеются, что в скором времени все сложности будут преодолены.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное