Не до игрушек

Продажи бытовой техники и электроники упадут на 30 процентов

Продажи бытовой техники и электроники в России в первом полугодии 2015 года упали к тому же периоду прошлого года на 26% в натуральном выражении и на 15% — в денежном, свидетельствуют данные исследовательской компании GfK. К концу года продажи, согласно прогнозам экспертов, снизятся на 20-30%, а цены могут вырасти еще на 15-20%.

siliconrus.com

Что «упало» — то пропало?

В целом, продажи упали на 33%, особенно в сегментах фото- и видеотехники (-32%) и телевизоров (-30%). А вот стоимость товаров в данных группах, напротив, выросла: в среднем рублевые цены подскочили на 38%, указано в исследовании. Падение продаж в натуральном и денежном выражении телевизоров, стиральных машин и мелкой бытовой техники в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2014-го составило 20–25%.

«Цифры похожи на правду, у нас они практически такие же. Больше всего „просела“ так называемая „группа развлечения“ — это товары не повседневного спроса: вся телевизионная группа, группа планшетов, ПК, игровых приставок. Словом, все то, без чего люди могли бы обойтись, — поясняет Дмитрий Симоненко, директор интернет-магазина ideя! — Точки роста есть, но они „сезонные“. В основном речь идет об обогревателях и кондиционерах».

«Падение по рынку продаж электроники и бытовой техники есть, но я бы не сказал, что оно какое-то фундаментальное — процентов на 20-30. „Просели“ все сегменты, почти равномерно», — говорит Евгений Степанов, директор магазина ELIST electronics.

При этом покупательский запрос тоже изменился. Стало больше не гарантийных, а сервисных обращений, отмечает эксперт. Если раньше ремонтировать ноутбук, который стоит чуть более 10 тысяч рублей, считалось попросту нецелесообразным, то сейчас этот ноутбук стоит уже 20 тысяч... Стоимость ремонта выросла гораздо меньше, чем стоимость техники: стоимость сервисных работ фактически не поменялась, в отличие от стоимости комплектующих. Сказался на обороте ритейлеров еще и тот факт, что компании стали сокращать корпоративные закупки, демонстрируя отложенный спрос.

«B2B сегмент демонстрирует двузначные темпы падения на фоне радикального пересмотра бизнесом своих инвестпрограмм, — отмечает Тимур Нигматуллин, аналитик инвестиционного холдинга „ФИНАМ“. — Впрочем, данный сегмент сравнительно невелик и не оказывает критического влияния на весь рынок. На B2C рынке ритейлеры стимулируют спрос за счет проработки своих каналов продаж. В частности, многие крупные игроки рынка делают ставку на многоканальные продажи (заказ через интернет и получение товара в магазине). Этот подход существенно повышает среднюю конверсию без пересмотра ценовой политики».

Эксперт также добавил, что на фоне сложной экономической конъюнктуры и ослабления рубля продажи бытовой техники и электроники в России сейчас в целом находятся под давлением. Так, если в 2014 году в рублях продажи выросли на 7,3% по сравнению с предыдущим годом, до 1,48 триллиона рублей, то в 2015 году ожидается спад на 15% (в натуральном выражении на 25%).

По словам Нигматуллина, лучше рынка сейчас чувствует себя сегмент смартфонов: за 1 полугодие продажи в денежном выражении упали лишь на 6% (в натуральном — на 14%). Драйверами же снижения стали сегменты IT и оргтехники (-21% в денежном выражении) и фото- и видеотехники (-32% в денежном выражении). В целом по всем товарным категориям наблюдается смещение потребительского спроса в нижние ценовые категории на фоне снижения реальных доходов домохозяйств.

«Я не думаю, что можно говорить об обострении конкуренции. С рынка уходят неэффективные игроки, и их место занимают более эффективные компании. Более-менее заметный уровень локализации в сегменте бытовой техники (более 20-40%). IT и оргтехника, фото- и видеотехника почти на 100% импортные. Поскольку идет смещение спроса в низкий ценовой сегмент, растет доля производителей из КНР», — отметил Тимур Нигматуллин.

Ценник «по ситуации»

С ценами на бытовую технику и электронику ситуация выглядит довольно неоднозначно — сначала производители подняли их, затем немного опустили, отметил Дмитрий Симоненко. Последний пик повышения был зафиксирован два месяца назад. В текущей ситуации очередного подъема цен еще не произошло. Торговая наценка при этом практически не изменилась — прайсы взвинтили сами производители. По словам Дмитрия Симоненко, в основном речь идет о европейских и корейских компаниях:

«Думаю, что производители еще поднимут цены. Повышение может произойти в октябре-ноябре и составить от 10 до 15%. В денежном выражении мы „закроемся“ примерно также — от 20 до 25% падения продаж по итогам года, в натуральном выражении — 30%», — говорит Дмитрий Симоненко.

«Если разбираться в ценовом вопросе, корректнее будет сопоставить несколько периодов: декабрь 2013 года-сентябрь 2014-го, декабрь прошлого года и до настоящего момента. В первом периоде была некая стабильность и определенность: волатильность наблюдалась, но это не отражалось на ценообразовании, — поясняет Андрей Ершов, директор магазина встраиваемой техники „Техно-кухни“. — В декабре 2014 года практически весь ритейл сделал двойной план из-за резкой девальвации валюты. Обвал рубля еще больше подстегнул и без того хорошие декабрьские продажи, но мы этому не особо и радовались, потому что понимали: за всплеском обязательно будет падение. Первый квартал нового года мы еще „жили“ на старых запасах, распродавая технику, закупленную по прежнему курсу. В апреле-мае рубль начал укрепляться, а в августе пошла вторая волна падения. Сейчас вроде волатильность исчезла, и серьезного повышения цен последовать не должно. Кроме того, мы входим в сезон, и можно сказать, что рынок устаканился. Но, по сути, мы работаем по текущей обстановке».

По словам Ирины Цеплинской, директора по связям с общественностью компании «Эльдорадо», на данный момент не наблюдается всплеска прошлогодней активности. В августе 2015 года произошел сезонный подъем продаж по отдельным товарным категориям, например, по ноутбукам, крупной бытовой технике, телевизорам, который мог отчасти быть подпитан инфляционными ожиданиями. Повторение ажиотажа конца прошлого года вряд ли произойдет, считает эксперт. Из-за ослабления рубля корректировка цен на бытовую технику и электронику может произойти к концу года.

«Важно отметить, что не во всех категориях товаров стоимость находится в прямой зависимости от курса рубля, — акцентирует Ирина Цеплинская. — Многие товары покупаются за рубли, поскольку ведущие производители, как правило, имеют локальное производство. На рынке бытовой техники и электроники в РФ более всего локализовано производство в сегменте бытовой техники (более 20-40%). Отчасти это обусловлено относительной простотой изготовления изделий, отчасти — логистическими особенностями (к примеру, большие габаритные размеры). Среди российских производителей отмечу Bork, Redmond, Rolsen Electronics, Веста, Группа компаний Эликор, Стинол, Ярославский электромашиностроительный завод, Омский завод газовой аппаратуры и так далее».

Однако Евгений Степанов полагает, что цены все равно в целом будут меняться соразмерно курсу доллара: «Привязка прямая: все покупается за доллары, притом, что уже давно произошло полное замещение европейских комплектующих китайскими — сегодня просто не бывает других. Китай производит 99,9% всех комплектующих...»

Конец года, прогнозирует эксперт, ритейлеры «закроют» с 20-процентным падением продаж в натуральном выражении и с 15-процентным в денежном. Цены будут колебаться в зависимости от политики брендов.

Добавим, в июне этого года эксперты предсказывали «обвал рынка бытовой техники и электроники в 2015 году». Так, в GfK говорили, что по итогам года продажи техники в натуральном выражении сократятся на 24,3%, в денежном — на 22%. В выигрыше окажутся лишь федеральные сети.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0