Невидимая рука рынка, или как снять «автовокзальное проклятие» Челябинска

Предыстория вопроса

В декабре 2002 года бизнесмен Артур Никитин, которого многие относят к коммерсантам, имевших, как говорят, «особые» отношения с тогдашним мэром Челябинска Вячеславом Тарасовым, открывает торговый комплекс «Синегорье». Фактически, проект комплекса сразу был рассчитан на то, что его якорным арендатором станет автовокзал «Южный», работавший до того у железнодорожного вокзала.

Любопытно, что при вводе «Синегорья» в эксплуатацию запланированная в его цокольном этаже парковка, предназначенная для пассажиров, после открытия превратилась в продовольственный рынок, что в итоге привело к колоссальной проблеме с парковочными местами вокруг комплекса и вокзала. Девять лет город исправно платил аренду Никитину, также обеспечивая мощный людской трафик арендаторам его торговому комплексу, а значит — и высокие доходы бизнесмена.

В начале 2011 года тогдашний Глава администрации города Сергей Давыдов высказался в поддержку создания нового автовокзала в центре Челябинска.

Изначально хотели перенести автовокзал «Северный» — он находился слишком далеко от остановок общественного транспорта и уже не соответствовал запросам челябинцев по удобству и доступности. Однако к лету реформа организации междугородного транспорта в Челябинске приобрела больший размах — мэрия решила слить оба городских автовокзала в новом, который разместился бы в пустующих помещениях Дворца спорта «Юность». После публичных слушаний, на которых предложение поддержали, оно было реализовано стахановскими темпами.

Реформа вызвала настоящую бурю. Одни заявляли о политической подоплеке, имея в виду стремление команды главы региона Михаила Юревича лишить своего противника Артура Никитина финансовых потоков, другие — о неудобстве транзитных пассажиров, прибывавших на поездах и желавших пересесть на автобус.

Тем не менее, недовольство это не имело последствий — Челябинск не увидел ни масштабных акций протеста, ни массовых петиций по этому поводу (в отличие от, скажем, истории с переносом Органного зала, действительно всколыхнувшей общественность). В начале 2014-ого года автовокзал на «Синегорье» был восстановлен — но, вопреки ожиданиям, большинство пассажиров остались верны новому автовокзалу «Центральный» у Дворца спорта «Юность».

Что важно знать об автовокзале «Центральный» сегодня: факты и статистика

Экономика

— Автовокзал ничего не стоит муниципальному бюджету — напротив, он является исправным налогоплательщиком. Рост уплаты налогов в 2011-14 годах составил

— За время работы «Центрального» пассажиропоток в Челябинске увеличился, выросло и число рейсов.

Стабильный рост пассажиров создал возможности для роста зарплаты водителям и транспортным работникам.

— Автовокзал «Центральный» создал около сотни новых рабочих мест.

Логистика

— С автовокзала «Центральный» ежедневно, в среднем, отправляется около 400 рейсов и около 3,5 тысячи пассажиров, преимущественно в северном и западном направлениях. Время проезда между автовокзалом «Центральный» и выездом из города составляет, в среднем, полчаса, что на полчаса быстрее, чем с «Синегорья».

— Только в некоторых региональных городах-миллионниках существует более одного автовокзала — Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Уфа, где есть мультимодальные транспортные узлы. В большинстве же мегаполисов до сих пор действуют только автовокзалы в центре, удаленные от железной дороги, — Омск, Пермь, Красноярск, Казань, Нижний Новгород, Воронеж и другие.

Экология

— Участие автобусов, посещающих автовокзал «Центральный», в загрязнении челябинского воздуха ничтожно мало: из примерно 400 тысяч единиц автотранспорта, ежедневно эксплуатируемых в городе, доля автовокзала «Центральный» — около 400 машин, т. е. 0,1%.

— Доля старых автобусов, не соответствующих стандартам Евро-3, обязательном в России для новых машин, не превышает 5 процентов. Основная масса техники у перевозчиков — новые машины стандартов Евро-4 и −5, превышающие экологические требования в РФ.

Мнение пассажиров

— Согласно проведенному опросу пассажиров (1000 респондентов), 56% выступают против закрытия и переноса автовокзала «Центральный».

— Среди жителей Северо-Запада, ЧМЗ и Центра города доля противников переноса достигает 60-70%.

Что завтра?

Фактически, сегодня структуру междугородных пассажирских перевозок в Челябинске определяет рынок, чего никогда раньше не было. Административный ресурс просто исключен — все участники перевозок являются частными структурами. Перевозчики, выигрывающие конкурсы на маршруты, свободны выбирать между четырьмя существующими точками сбора пассажиров или любыми иными, которые могут появиться. Именно на заполняемость пассажирами своих автобусов ориентируются перевозчики, и выбор челябинцев сам определил степень востребованности автовокзалов.

Вне всяких сомнений, обстоятельства закрытия «Синегорья» и открытия автовокзала «Центральный» вызвали сильный эмоциональный отклик, который до сих пор влияет на отношение горожан к ситуации. Однако сегодня нет серьезных рациональных аргументов в пользу закрытия успешно работающего предприятия, каким является автовокзал «Центральный».

Более того, использование силовых методов или возбуждение «волны народного гнева» в этой ситуации не просто крайне пагубно скажется на инвестиционной привлекательности и деловой атмосфере региона, но и будет означать возвращение к практике 90-х по переделу рынков и отъемам бизнесов.

Настало время разомкнуть этот порочный круг — «кочующие» автовокзалы в Челябинске должны получить, наконец, возможность укорениться, превратиться в нормальные объекты городской инфраструктуры, зависящие только от потребителей и от рынка.

Комментарии