Без бутылки не разберешься

Малые пивоварни и заведения HoReCа Челябинской области тестируют ЕГАИС

Новый этап внедрения единой государственной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — это еще один способ властей проконтролировать, чем там занят бизнес, уверены и пивовары, и рестораторы. Впрочем, проблема не столько в том, что данная мера, по мнению производителей и продавцов алкоголя, избыточна, сколько в том, что система постоянно дает сбои.

Ярослав Наумков

Один подрядчик?

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в ряд законодательных актов, регулирующих порядок фиксации сведений об объемах закупок и реализации алкогольной продукции через розничные сети. Все предприниматели, подпадающие под указанную категорию, в том числе владельцы заведений общепита и малых пивоварен, обязаны регистрировать информацию в ЕГАИС — единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

До 20 апреля 2016 года предпринимателям потребуется установить и наладить функционал по передаче сведений об объемах закупок алкогольной продукции, предназначенной для розничной реализации в кафе, ресторанах, барах и т. д. С 1 июля 2016 года в систему придется передавать данные об объемах розничной реализации алкоголя.

Сама по себе система устроена, вроде бы, несложно: есть сканер, который считывает двухмерный штрих-код с бутылки алкоголя. Эта информация попадает в POS-терминал — компьютер, на котором установлена кассовая программа, совместимая с ПО ЕГАИС. А оттуда — непосредственно на сервер Росалкогольрегулирования (РАР). Кроме того, каждому заведению, магазину, пивоварне необходимо купить «электронную подпись» для идентификации в системе.

Отметим, что надзорный орган рекомендовал для установки оборудования обращаться к ФГУП «ЦентрИнформ». Именно к этому главному подрядчику и возникла масса вопросов у пивоваров.

Плата за обновление

Малые пивоварни Челябинской области с начала января пытаются подключиться к системе, при том, что оборудование большинство из них закупило еще в 2015 году. Судя по данным регионального Союза, каждая попытка — это очень насыщенная событиями и новыми поворотами история, в которой каждый день появляются интересные подробности.

— У всех малых пивоварен Челябинской области есть проблемы с подключением к ЕГАИС, — говорил на прошлой неделе директор Союза пивоваров Челябинской области Илья Ройтенберг. — В частности, установкой в моей «Лаборатории живого пива» занимались очень хорошие программисты. Вроде бы все получилось. Но в конце стало понятно, что «подпись», купленная в СКБ «Контур», не работает и надо ехать в Екатеринбург за «подписью» «ЦентрИнформ».

Кроме того, Илья Ройтенберг предоставил «Челябинскому обзору» следующие данные, актуальные на 27 января 2016 года:

«Пивоварня „Мелиот“ (Челябинск) — не устанавливаются файлы на сервер, общей картины нет, разъяснения получить не можем. Пивоварня „Спиридонов“ (Челябинск) — все файлы получены, программисты устанавливают — пока не получается. Пивоварня „Островица“ (Аша) —установкой занимается самый умный программист города, пока установить не смог. Пытаемся. Дошли до синхронизации данных и комп висит уже второй день. Правда этот же программист пытался и другой пивоварне установить, так результат тот же. Пивоварня „Пегас“ (Златоуст) — сами поставить не смогли, обратились в „ЦентрИнформ“. Они нам всё установили, уехали и на следующий день всё слетело. Пришлось устанавливать самостоятельно, ждали 2 дня подтверждение из Москвы. Программа постоянно даёт сбои, но у „ЦентрИнформ“ монополия, без них установить не получится».

Разумеется, это данные, предоставленные самими пивоварами, среди них наверняка мало специалистов в сфере IT, и, возможно, кто-то чего-то недопонимает. Однако коль масштабы этого недопонимания столь велики, справедливо возникает мысль, что дело все-таки либо в самом программном обеспечении, либо в подрядчике.

«Челябинский обзор» пытался получить официальные комментарии как у Росалкогольрегулирования, так и у «ЦентрИнформ», сопроводив вопросы вышеупомянутыми данными от Союза пивоваров Южного Урала. Однако ответ был один: «Для комментария нужна конкретика. Какие именно файлы не устанавливаются на сервер, какой это сервер и т. д.» Отвечать на вопрос, почему в принципе сложилась такая массовая ситуация с подключением мини-пивоварен к системе, в РАР отказались, сказав, что это «слишком обтекаемая формулировка».

Илья Ройтенберг сообщил «Челябинскому обзору», что 30 декабря 2015 года вышло обновление ПО, и за новыми файлами пришлось ехать в Екатеринбург, в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу. И, по его словам, так придется делать каждому владельцу каждой пивоварни в УрФО — всякий раз, как программа будет обновляться.

Для справки: по данным самих пивоваров, обслуживание системы ЕГАИС рекомендованным подрядчиком — то есть «ЦентрИнформ» — стоит определенных денег. Подключение: 15 тысяч рублей, обслуживание — от 9 до 15 тысяч рублей в месяц.

Бокал за бутылку

Что касается рестораторов, то у них эмоций по поводу внедрения ЕГАИС чуть меньше. «Челябинский обзор» спросил об этом управляющего гастрономического ресторана Basilio Артура Андреева и директора ресторана Ambassador Евгения Левита. Оба подтвердили, что все необходимое закуплено, система протестирована, сбоев нет. Правда, Артур Андреев отметил, что сейчас в заведении еще только ждут первой в этом году закупки партии алкоголя. «Не скажу, что установка ЕГАИС уж так дорого обходится HoReCa. Софт — порядка 10 тысяч рублей, плюс абонентское обслуживание. Но если учесть, что посещаемость ресторанов и так довольно чувствительно упала, то внедрение данной системы не совсем своевременно, скажем так, ведь ресторатор платит за всё из своего кармана», — прокомментировал Андреев. Он также добавил, что данная мера не может полностью исключить возможность торговли контрафактным алкоголем, который просто будет продаваться мимо кассы.

Евгений Левит отметил, что, во-первых, контроля над оборотом алкоголя со стороны государства и так предостаточно — отчеты регулярно сдают и поставщики спиртного, и продавцы. Во-вторых, ПО разработано больше под розничные магазины, нежели под рестораны. «Система считает бокал за бутылку вина, даже если ты купил у поставщика емкость в 500 мл, а разливаешь это посетителям по 150. Знаю, что у некоторых заведений из-за этого начались проблемы с продажей коктейлей, — комментирует Левит. — Уведомили ли мы об этом недочете Росалкогольрегулирования? Да, конечно. Ответ был: работаем над устранением недочета».

Зависший алкоголь

Итак, на сегодняшний день очевидно следующее:

— мини-пивоварни испытывают трудности с подключением системы ЕГАИС и будут вынуждены, вероятно, за каждым обновлением ездить в Екатеринбург;

— РАР рекомендовал одного подрядчика, «ЦентрИнформ», на которого, по идее, придутся все сборы за абонентское обслуживание;

— из-за сбоев системы пивовары уже теряют деньги.

Отметим, что по сообщению издания «Ведомости», ЕГАИС серьезно зависала в пятницу, 22 января, и не работала несколько часов. Об этом изданию рассказали несколько участников алкогольного рынка из числа оптовиков, для которых подключение к ЕГАИС стало обязательным с 1 января. Перебои в работе системы учета начались около 14.00 по московскому времени, рассказал «Ведомостям» вице-президент по информационным технологиям пивоваренной компании «Балтика» Герман Эпштейн. Она стала настолько медленно отвечать на запросы, что пришлось временно приостановить попытки регистрации документов. В тех случаях, когда грузовики уже выехали к получателям, те также не смогли зарегистрировать приемку.

Вероятно, ситуация может измениться, если у «ЦентрИнформ» появится конкурент. Но пока, судя по отзывам пивоваров, у этой компания действительно монополия. Согласно положениям постановления Правительства, об алкоголе, приобретенном в период с 1 января по 31 марта 2016 года, нужно будет отчитаться до 20 апреля 2016 года. Это тот срок, до которого и рестораторам, и пивоварам, и рознице надо будет как-то справиться со всеми трудностями.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 1

По нашим данным, ООО «Лаборатория живого пива» обращалась в компанию СКБ Контур по поводу установки КЭП и универсального транспортного модуля для ЕГАИС в декабре 2015 года. Установка сертификата и УТМ прошла успешно. Мы свяжемся с «Лабораторией живого пива» для прояснения ситуации. Если останутся какие-либо вопросы, наши пользователи могут круглосуточно обращаться в техподдержку по телефону 8 800 500-50-80

Новости

Главное