Алло, диспетчер?

Как устроен рынок такси в Челябинской области?

В конце прошлой недели часть челябинских таксистов присоединилась к всероссийской акции своих коллег, которые протестовали против низкой стоимости провоза пассажиров, устанавливаемой диспетчерскими службами. Только вот, если в Москве таксисты отказались принимать заявки через мобильные сервисы, в Челябинске, как выяснилось, проблема глубже.

Ярослав Наумков

На сегодняшний день в Челябинске почти не представлены мобильные сервисы заказа такси («Яндекс. Такси», In Taxi, GetTaxi, Wheely, Uber), за исключением разве что «Рутакси», с которым работает крупнейший оператор Челябинска «Лидер». При этом диспетчерские службы заказа такси разрабатывают и внедряют собственные онлайн и мобильные приложении, диктуя таксистам нерыночные тарифы.

В соцсетях и тематических форумах таксисты оставляют сообщения о том, что диспетчерские службы поставили их на колени рабскими условиями работы. Суммарно претензии водителей выглядят так: во-первых, диспетчерские службы стали принимать к сотрудничеству некомпетентных автомобилистов, появилось немало мигрантов. Во-вторых, прибыль с учетом оплаты процента за заявку, бензина и расходов на амортизацию машины еле покрывает издержки. В-третьих, диспетчерские компании не обеспечивают охрану таксистов посредством тревожных кнопок (только сами таксисты через программу zello организовали свой канал Т74).

«Минималка 70-80 рублей, конечно, не устраивает водителей, — поясняет Алексей Степанов, директор по развитию ООО „Евротакси“ — Тем более, порядка 80% таксистов — это частные наемные лица на своих автомобилях, которые надо обслуживать и содержать. Поэтому при сегодняшних темпах инфляции, установленный ценник — не рыночный».

Чтобы привлечь клиента, диспетчерские начинают демпинговать на фоне и без того низкого ценника. Хотя, отмечают эксперты, на рынке все равно найдется немало готовых работать и по минимальной стоимости. И если постараться, можно найти через те же диспетчерские службы водителя, готового увезти клиента, например, с ЧМЗ до центра города за 100 рублей.

«В отрасли много приезжих, к примеру, из Кургана или ближнего зарубежья, которые используют ВАЗовские „семерки“ в лучшем случае, а в худшем — машины, которые вообще уже давно пора списывать в утиль из соображений безопасности», — говорит Алексей Степанов. — «Парки аттракционов в принципе не нужны, когда среди служб заказов есть лоукостеры и есть люди, готовые возить за дешево», — говорит Алексей Степанов.

Но бастовали не они, отмечает он. В наихудшем положении — «средний класс» перевозчиков Основная масса таксистов, которые, по оценкам, могли бы привозить домой 1,5-2 тысячи рублей со смены, вместо чего с натяжкой зарабатывают 1 тысячу. По сути, водители, «сидящие» на заявках, становятся заложниками политики диспетчерских компаний.

«В любых службах есть очередность: если у тебя есть лицензия такси — ты получаешь заявку в первую очередь, — сообщил „Челябинскому обзору“ источник, проработавший не один год в известной челябинской службе заказа. — Даже если территориально от клиента ты находишься дальше, чем таксист без лицензии. Диспетчерские зарабатывают деньги не только с заявок, а виде лицензий, арендных машин и различных штрафных санкциях к водителям, которые не платят за аренду больше положенного срока. Вариантов заработать у диспетчерской службы много, их формат это позволяет».

По словам Алексея Степанова, если диспетчерская будет удерживать с водителей 20%, то через полгода грамотной агрессивной рекламы, ее оборот вполне может составить порядка 1 миллиона рублей.

«При большом объеме заказов диспетчерская представляет собой достаточно отлаженный финансовый механизм», — резюмирует Степанов.

«Диспетчерские просто оказывают лишь информационные услуги. Чистыми за смену получается в среднем 400 рублей — это уже за вычетом тех 10%, которые забирает диспетчерская, — рассказывает про комиссию и политику такси „Максим“ на условиях анонимности водитель, сотрудничающий с этим брендом. — Я и в „Лидере“ работаю, там берут 18%, плюс еще процент за пользование программой, который снимает с телефона каждый день около 7 рублей, и если на счету меньше 200 рублей, на линию не выпускают... Очень давит еще расход бензина, который нам, конечно, никто не оплачивает. Лицензию получить, в принципе, не проблема, другой вопрос — зачем? Почти для всех таксистов это не основная работа, а приработок, мало того, надо еще и машину обклеивать...»

Добавим, что в Челябинске по-прежнему, доля официальных таксомоторных компаний со своим парком авто и штатом водителей составляет всего около 30%, в то время как диспетчерские службы охватывают более половины рынка. Эксперты отмечают, что ситуация может измениться лишь при кардинальной доработке и принятии поправок в ФЗ № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который хоть и обязывает обязательное лицензирование деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, покраску машину в определенный цвет, установку таксометра, нанесение на борта машины «шашечек», прохождение медосмотра при выходе на работу, но в недостаточной степени контролируем органами власти. Пока же подсчитать объем рынка в целом даже приблизительно почти невозможно, отмечают даже в министерстве транспорта региона.

Сколько денег на рынке такси?

В Челябинской области на сегодняшний день выдано 7 254 разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Это данные учетного реестра областного Миндортранса. Количество диспетчерских служб в Челябинске эксперты оценивают на уровне 15-20, при этом отмечая, что более половины рынка делит между собой три компании: «Лидер», «Максим» и «Такси-класс».

Если учесть, что выручка диспетчерской службы в Челябинске в среднем составляет 1 миллион рублей в месяц — а это, за вычетом зарплат штатным сотрудникам и обязательных выплат, и есть тот самый процент, который компании удерживают со своих водителей (10-20%, усредненно — 15%), по сути, чтобы оценить объем рынка такси в Челябинске и регионе нам осталось лишь свести имеющиеся цифры. В итоге, путем математических расчетов, мы имеем 1,2 миллиарда рублей в год, которые зарабатывают только «официальные» таксисты только в Челябинске (если учитывать «неофициалов» — то все 3,5 миллиарда), и 2 миллиарда 160 миллионов — лицензированные таксисты в целом по области (если подключить теневой рынок — цифра приблизится к 6,5 миллиардам рублей). Для сравнения — объем рынка маршрутных перевозок в Челябинске оценивается на уровне 3-4 миллиардов.

Изменят ли расстановку сил предполагаемое ужесточение контроля за перевозками пассажиров легковым такси, пока не очень ясно. Очевидно лишь, что рынок легковых такси в Челябинске стал классическим примером, где ценовая конкуренция стала работать в пользу клиента.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное