Куда «едет» авторынок?

Чем чреваты последние события в сфере автомобильного бизнеса

На днях стало известно, что новосибирский филиал МДМ-банка подал иск к челябинскому автохолдингу «Сейхо моторс» (является дилером Porsche, Lexus, Toyota, Peugeot, Citroen, Skoda и Mitsubishi) по взысканию более 207 миллионов рублей долга. Ранее в СМИ активно обсуждалась ситуация с уходом из России концерна General Motors и приостановкой поставок корейских автомобилей SsangYong. Всё это происходит на фоне заметного падения спроса как на иномарки, так и на отечественные авто. Подробнее о том, что происходит сейчас на автомобильном рынке мы спросили у Александра Рулевского, исполнительного директора ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры».

Надежда на банки

Пример «Сейхо моторс» станет показательным, считают эксперты. Продавцы оказались в сложной ситуации, подтверждает начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. «Подобная проблема коснется каждого второго дилера. У них высокая кредиторская нагрузка, а продажи автомобилей падают (в 2014 году в Челябинской области падение продаж составило 14,9%). Так что не исключены и банкротства дилерских центров», — отметил эксперт.

— Александр Дмитриевич, действительно ли у дилерских центров сейчас такая сложная ситуация?

— Я могу исходить из того, что сегодня каждый житель Челябинской области, согласно статистике, имеет кредитную нагрузку в размере 70 тысяч рублей. Наверное, это тяжелая нагрузка... Примерно то же самое происходит в экономике в целом и автомобильном бизнеса в частности. Везде есть кредитная нагрузка, и это глупо скрывать. Но тяжесть ситуации во многом будет определяться позицией банков и пунктами конкретных договоров.

С чем я категорически не согласен — так это с прогнозами по уходу с рынка дилерских центров. Кто-то уйдет, но таких будет меньшинство. Как показал кризис 2009 года, в Челябинске сильные компании, которые возглавляют квалифицированные управленцы. Уверен, что они смогут пережить это время.

К тому же, должны проявить благоразумие и банки. Представим, что банк забирает имущество за долги... Что он будет с ним делать? Кому сейчас, а главное — за сколько можно реализовывать это имущество? Особенность дилерского бизнеса в том, что он не перепрофилируется. Невозможно из дилерского центра сделать, к примеру, кинотеатр, а люди, которые ремонтируют автомобили — это не специалисты по установке окон... Об этом иногда забывают. Может, какие-то банки проявят кровожадность. Но если возобладает логика, то гораздо проще будет дать людям поработать, переждать сложный период и со временем вернуть долги.

Как же мы без Opel...

18 марта концерн General Motors сообщил, что автомобильная марка Opel полностью уйдет с российского рынка к концу декабря 2015 года. Марка Сhevrolet минимизирует свое присутствие в России. Такое решение связано с обвалом российского автомобильного рынка, пояснили представители GM. Большинство продавцов Opel и Chevrolet заявили о готовности продолжить продавать оставшиеся у GM запасы автомобилей. По оценкам, при существующем уровне спроса, их может хватить на год-полтора.

— Есть ли альтернативные варианты?

— Мы 80 лет ездили без Opel и Chevrolet, и не было проблем. Свято место пусто не бывает: уйдут одни — придут другие. Причем, совсем не факт, что спустя некоторое время эти ребята не вернутся... У General Motors уже была аналогичная история. В 90-е годы корпорация начала реализовывать проект «ЕлАЗ-GM», потом они ушли, после чего вернулись с брендом Chevrolet. Не вижу причин, почему сейчас поднялась такая паника. Ну ушли — и ушли. Причем, ушли не по-человечески. Если бы General Motors объявил о том, что для начала сокращает производство и предусматривает переходный период — не было бы никаких претензий.

«Пытаются следовать конъюнктуре»

О том, что корейская марка SsangYong якобы уходит из России вслед за Opel, сообщалось 19 марта. Позже в автоконцерне Sollers опровергли эту информацию. «SsangYong не намерен уходить с российского рынка, несмотря на приостановку поставок автомобилей, — говорится в сообщении концерна. — Новые поставки автомобилей приостановлены по обоюдному соглашению сторон».

— С чем связаны трудности у корейской марки?

— Это чисто рыночная ситуация. Было выпущено больше машин, чем требуется рынку. Продадут машины со склада — и опять начнут работать. Volkswagen, к примеру, заявил о том, что сокращает количество персонала на заводе в Калуге. В этом нет ничего удивительного. Если делают 50 автомобилей в день, а продается 10, то зачем делать 50? Люди пытаются следовать рыночной конъюнктуре. Нужно понимать, что в последние годы произошло насыщение рынка автомобилями. В 2002 году на 1 тысячу россиян приходилось 144 автомобиля, а в 2015 — уже 280. Потенциальные покупатели могут «переждать» трудные времена, ведь машины у них уже есть. Но для автомобильного бизнеса это будет определенной проблемой.

Утилизация в помощь?

31 марта должна бала завершиться программа утилизации автомобилей. Но ее продлили. Сейчас при сдаче находящегося в собственности автомобиля на утилизацию можно получить скидку в размере 50 000 рублей на покупку нового. Программа стартовала 8 марта 2010 года. До сегодняшнего дня ее продлевали уже три раза.

— Станет ли сейчас программа утилизации эффективной мерой по поддержке отрасли, и подстегнет ли продажи?

— Программа утилизации реально работает на рынок, и действительно ему важна. Точно так же как и программа льготного кредитования, которую обещают запустить в апреле. Другое дело, что программа не может дать тот эффект, который дала к 2010 году. Сейчас гораздо меньше машин, которые по формальным признакам подлежат утилизации. Парк существенно обновился.

Китайский фактор

На рынок Челябинска зашел китайский бренд Haval, являющийся «дочкой» Great Wall Motors. Первые продажи стартуют в апреле. Дилерское соглашение с брендом заключила Группа компаний «Джемир».

— Как чувствуют себя в сегодняшней ситуации китайские марки?

— Китайские марки сейчас чувствуют себя как и все. На самом деле, кризис — это время возможностей. К примеру, вертикальный взлет Kia пришелся на 2008-й год. Но корейцы в свое время серьезно вложились в этот рост, они проводили грамотную ценовую и маркетинговую политику. Словом, пошли на определенные затраты, и за это получили первые позиции на рынке. Готовы ли китайцы к этим затратам — вопрос. Уход Opel и Chevrolet, по сути, освобождает нишу. Главное — удачно воспользоваться этой ситуацией.

Стабилизация в проекте

В этом году, по прогнозам «Автостата», продажи новых автомобилей в России упадут на 42%, до 1,35 миллиона штук. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе продажи уже упали на 24,4%.

— Какие сегменты авторынка «просядут» сильнее, и когда рынок сможет отыграть потерянные позиции?

— В Челябинске по-прежнему есть спрос на автомобили всех марок. Но, понятно, что в ближайшей перспективе — год-полтора — будет довольно тяжело всем. Если иметь в виду среднесрочную перспективу — 3-5 лет — я уверен, что все будет хорошо, и мы будем наблюдать рост рынка. Кризис накапливает отложенный спрос. Не удивлюсь, если мы столкнемся с дефицитом машин в салонах. Но сейчас сложное время, которое надо просто пережить.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное