Город на колесах

Что представляет из себя общественный транспорт Челябинска

Андрей Ткаченко

Общественный транспорт в Челябинске — не только ключевая сфера городского хозяйства, от эффективности которой напрямую зависит жизнь горожан, но и точка пересечений самых разных интересов: как денежных, так и политических. «Челябинский обзор» выяснил структуру пассажирских перевозок в областном центре.

Повод для исследования появился буквально неделю назад. Сначала стало известно, что управление транспорта Челябинска подало в региональное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) жалобу на частных перевозчиков маршрутных такси, и антимонопольщики возбудили дело о картельном сговоре сразу на 31 компанию. Эти фирмы, по мнению представителей УФАС, в прошлом году практически одновременно подняли цены на проезд на одну и ту же сумму, что является прямым признаком сговора.

Впрочем, и в адрес управления транспорта города от антимонопольщиков были предъявлены претензии, причем довольно жесткие. Если верить им, получается, что практически весь общественный транспорт в Челябинске работает с нарушениями законодательства. Как частный, так и муниципальный.

Под данным реестров маршрутов и договоров на их обслуживание, которые имеются на сайте управления транспорта администрации Челябинска, каждый день на линии должно выходить в общей сложности до 1 850 транспортных средств — автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси. Из них более 1 300 — частные автобусы и маршрутки, а остальными оперируют два предприятия, принадлежащие городским властям.

Правда, в реальности на линию выходит несколько меньше, но все равно ежедневный объем перевозок достаточно значителен.

Специалисты оценивают общий объем пассажирских перевозок общественным транспортом в Челябинске в сумму порядка 5,5–6 миллиардов рублей в год. Подавляющее большинство в этой сумме — наличные деньги. Но природа учета этих денег у частных перевозчиков и у муниципальных предприятий разная.

Частники, по сути, практически неподотчетны. Поскольку пассажир передает деньги из рук в руки водителю и мало кто требует взамен билет или бланк строгой отчетности. Безналичную оплату на маршрутных такси принимают единицы компаний-перевозчиков. Поэтому о реальных объемах их перевозок можно лишь догадываться, в основном — по косвенным признакам.

Совсем другое дело — муниципалы, которые выдают чек-билет каждому пассажиру и принимают безналичную оплату. Поэтому практически все деньги, идущие здесь — «белые», утаить их от учета и контроля довольно сложно. «По белому» платятся и зарплаты, и налоги с зарплат. В этом смысле (налоговой отчетности) «маршрутчикам» есть куда стремиться по части прозрачности и достоверности. Так, в ходе подготовки материала мы обнаружили, что у одной из крупнейших частных компаний-перевозчиков, располагающей парком в полторы сотни транспортных средств, годовая выручка за 2016-й год составила всего-то 9,5 миллионов рублей. Хотя, если представить себе полную загрузку всего их парка, эта цифра могла бы быть означать их валовую выручку за неделю.

Все это порождает ощутимое неравенство муниципального общественного транспорта перед частным. К тому же муниципальный транспорт последние полтора года переживает серьезные и вынужденные преобразования — на месте обанкротившихся транспортных МУПов (с причинами краха которых еще предстоит разобраться правоохранительным органам) возникли новые предприятия. Однако им нужны время и ресурсы для того, чтобы встать на ноги.

Главные задачи, стоящие перед управлением транспорта города — вернуть муниципальный транспорт в зону стабильной работы и финансового положения, а также максимально «обелить» частные пассажирские перевозки.

Несмотря на то, что всего в городе на рынке маршрутных такси работает более трех десятков перевозчиков, на деле бОльшую часть рынка контролируют всего несколько игроков, пусть иной раз и разделенных на отдельные юрлица (видимо, для упрощения налогообложения).

Самый крупный конгломерат — группа компаний, которые в той или иной степени контролируют Константин Новицкий, Александр Полянин и их партнеры. В общей сложности они обслуживают более десятка маршрутов силами около 400 автобусов.

Больше 100 автобусами каждый располагают ИП Деменюк, компании, контролируемые Альфией Даутовой, три перевозчика, к которым имеют отношение Ян Каминский и Сергей Вербовский, а также три перевозчика, которых возглавляет Константин Дюльдин с партнерами.

Остальные — небольшие перевозчики, обслуживающие по одному-два маршрута небольшими (несколько десятков автобусов) силами.