Благоустройство

Ксения Шумина

Обозреватель издания «Челябинский обзор»

Сегодня в Челябинске прошла презентация новой концепции благоустройства центра города. Ее создали специалисты российского Союза архитекторов, а попросил их об этом губернатор Борис Дубровский. Как предлагается изменить улицы и скверы и суждено ли этим планам воплотиться в жизнь, узнал наш корреспондент.

Концепцию создавали московские архитекторы, и именно они сегодня, 3 декабря, держали слово на своего рода первых публичных слушаниях, где основными зрителями и критиками были как представители областной и городской власти, так и простые жители. Важно: концепция — это не проектно-сметная документация, это лишь предложения и эскизы. Но именно с них может начаться заметное преображение центра города.

Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России

— Задача стоит невероятно сложная и в то же время простая. Надо сделать операцию городу, чтобы он зажил другой жизнью — человеческой, — комментирует цель создания концепции благоустройства центра Челябинска Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России (сам уроженец столицы Южного Урала). — Это все возможно, причем с небольшими затратами, просто надо сделать изменения на уровне взгляда человека. Мы говорим в первую очередь о благоустройстве, делаем первый шаг. И первое, что нужно — почистить город. Каленой метлой пройтись, чтобы освободить от лишних наслоений. А потом на месте лишних наслоений сделать то, что должно быть цивилизованным в моем любимом Челябинске.

Столичные архитекторы выделили три типа благоустройства центра Челябинска

Под наслоениями Николай Шумаков имеет ввиду — «как в Индии, где мусор сваливается на жилую территорию» — сложившийся за годы перестройки облик города, в котором фасады испорчены разномастно застекленными балконами и кричащими вывесками, кондиционерами, а нижние этажи зданий переходят в «сарайчики, торговые ряды». «В этих закоулках происходит какая-то неосознанная жизнь, причем все это происходит не просто в панельных домах, а в шикарной сталинской застройке в центре города», — подчеркнул архитектор. Он также отметил,что снег в городе надо убирать дочиста.

Презентация концепции благоустройства центра Челябинска прошла в «Рэдиссон Блу»

Шумаков признался, что к саммитам ШОС и БРИКС до 2020 года весь указанный в концепции объем работ выполнить невозможно, но основное, фундаментальное успеть можно, если начать прямо сейчас.

Далее в «Рэдиссон Блу» прибыли губернатор Челябинской области Борис Дубровский, врио главы Челябинска Владимир Елистратов, председатель комитета градостроительства и архитектуры администрации Челябинска Сергей Репринцев, замглавы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников, глава Центрального района Челябинска (где, согласно концепции, и должны произойти серьезные изменения) Виктор Ереклинцев.

Губернатор Борис Дубровский, врио главы Челябинска Владимир Елистратов, председатель комитета архитектуры Сергей Репринцев, председатель Союза архитекторов Николай Шумаков

Николай Шумаков вышел на сцену и сообщил собравшимся — представителям бизнеса, власти, простым жителям — об основной идее концепции. «Город из враждебного к людям сделать удобным. Че — человеческий город», — сказал председатель Союза архитекторов, а затем предложил задать ему вопросы перед презентацией. В зале встали люди, но диалога не получилось. Челябинцы непременно хотели пообщаться с Борисом Дубровским, причем по теме микрорайона «Парковый-2», а не центра города. Однако губернатор заметил, что по регламенту сейчас интервьюируют не Дубровского, а Шумакова. Слушатели успокоились, после чего было решено передать слово Андрею Бутусову, руководителю команды архитекторов, создававших концепцию. Он подробно рассказывает об архитектурных решениях, его слова сопровождаются листанием слайдов с эскизами на большом экране. Документ содержит 49 проектов-рисунков, преобразования касаются почти 300 га в центре Челябинска, ограниченных улицами Труда и Кирова, Цвиллинга и проспекта Ленина, Энгельса, Сони Кривой и Лесопарковой.

Эскизы преобразований центра Челябинска

— Мы выделили три типа благоустройства, — говорит Бутусов. — Первый тип, для улиц с высокой концентрацией исторической застройки (видимо, имеются ввиду Кировка и участок улицы Труда со старинными домами — прим. редакции). Здесь мы предлагаем по максимуму подсвечивать тротуары, деревья, использовать природный камень, цветную брусчатку. Второй тип — для улиц функционально насыщенных, на которых расположены объекты культуры и социальные учреждения. Здесь предлагается использовать бетонные плиты и крупные кустарники. И третий тип — улицы, примыкающие к центральным, но не несущие высокой функциональной нагрузки. Здесь предлагается использовать в качестве покрытия асфальт и ставить универсальные малые архитектурные формы.

Архитектор Андрей Бутусов

На слайдах мелькают симпатичные эскизы, на которых угадывается пространство вышеуказанных улиц в центре Челябинска. Бутусов продолжает: неплохо бы сделать модульные остановки общественного транспорта. Хорошо бы добавить света на пешеходных переходах и тротуарах. Хотелось бы убрать так называемый визуальный шум, закопав все провода в коллектор под асфальт. В доказательство последнего утверждения показывают рисунок пересечения улиц Кирова и Труда на мосту возле Концертного зала и исторического музея. Вид сверху: по мосту ползет трамвай, пространство оформлено здесь и там аккуратными зелеными зонами и — никаких висящих проводов. Вообще, по мнению столичных архитекторов, все ограждения и заборы в центре Челябинска можно заменить на зеленые изгороди. И будет совсем другая картина.

Эскиз: Челябинск, избавленный от проводов

Слово дают известному челябинскому краеведу, координатору группы «АрхиСтраж» Петру Латышеву. Он высказывает неудовольствие по поводу предложения соорудить на пересечении Кировки и Карла Маркса, где сейчас книжные развалы, амфитеатр. «Ларьки надо убрать, и ничем не надо перекрывать исторические здания», — говорит Латышев. Его заверяют, что амфитеатр в граните будет выглядеть гораздо лучше нынешнего блошиного рынка и никак не испортит внешний вид Кировки.

Затем одна из слушательниц спрашивает, куда будут деваться стоки с улиц Челябинска, ведь изменения в облике центра потребуют и новых дорог и асфальта. Ей отвечают, что концепция предусматривает вертикальную схему строительства ливневок.

Эксперт в сфере транспорта Яков Гуревич остался недоволен новой концепцией

Яков Гуревич, эксперт в сфере транспортной инфраструктуры сообщил, что вообще не увидел никакой внятной концепции, а только несколько разных картинок. «Почему везде на эскизах я вижу бетон? Когда уже начнет внедряться экоархитектура?» — спросил Гуревич. Он также сказал, что «Челябинск — единственный город, где уничтожили ливневую канализацию», и заявил о необходимости смещать приоритеты в сторону общественного транспорта, а не маршруток, как сейчас. Зал поддержал его слова аплодисментами. Эксперты же сообщили в ответ, что деревья обязательно нужно сохранять в хорошем состояни. В частности, предлагается расширить так называемые стволовые стаканы вокруг деревьев на Кировке и окружить их газонными лавками.

Архитектор Дарья Распопина рассказала о возможном преобразовании транспортной системы в центре Челябинска

О транспортном развитии Челябинска в рамках новой концепции благоустройства рассказывала архитектор Дарья Распопина. В частности, она сообщила, что в центре Челябинска необходимо изменить геометрические параметры улиц — в первую очередь для удобства пешеходов. Вообще, приоритет в развитом городе должен быть у пешеходов и велосипедистов. Кроме того, необходимо вернуться к теме выделенных полос под общественный транспорт (власти Челябинска к единому мнению по этой теме так до сих пор и не пришли). В частности, девушка подчеркнула, что на проспекте Ленина выделенки под автобусы и троллейбусы должны быть по умолчанию. Также рациональной московским архитекторам видится идея создания специальных пешеходных платформ на остановках трамваев, чтобы люди не выходили прямо под колеса общественному транспорту. Правда, как это будет выглядеть, пока неясно.

Прозвучала также не лишенная очарования идея сделать из улицы Сони Кривой дублер проспекта Ленина с его бульваром — озеленить ее, сделать тротуар удобным для пешеходов, чтобы создать людской трафик на всем протяжении до улицы Лесопарковой.

Глава Центрального района Челябинска Виктор Ереклинцев в целом остался доволен предложениями

Виктор Ереклинцев, глава Центрального района Челябинска, в целом отнесся к концепции с интересом, хотя некоторые точечные нюансы остались ему не совсем понятны. «Самый лучший вариант для воплощения — выбрать единого оператора, который занимался бы и проектированием, и контролем. Нам, на уровень района надо отдать локальные вещи. И главное — уже сейчас нужно приступать, времени у нас мало. Предполагается основную часть сделать к саммитам ШОС и БРИКС, а ведь надо еще делать экспертизу, осмечивание, начинать поиск источников финансирования», — говорит чиновник. Ереклинцев считает, что изменения назрели давно, надо менять облик центра города, и при этом нужен взгляд со стороны; так что инициатива пригласить московских архитекторов с его точки зрения — вполне оправданная.

Губернатор Борис Дубровский вышел на сцену в завершение презентации

Губернатор Борис Дубровский вышел на сцену в завершение презентации. От него ждали решающего одобрительного (или неодобрительного) слова. «Сейчас мы обсуждаем, как город может выглядеть. Вот давайте посмотрим на эту территорию в центре Челябинска. Посмотрим и... давайте начнем снова, — неожиданно предложил Дубровский. И далее начал пояснять. — Мне бы тоже хотелось изменить все и сразу, я вообще за все хорошее против всего плохого. Но масштаб Челябинска таков, что тут очень сложно будет принимать общие решения. Я этот центр города увидел пять лет назад и был огорчен его состоянием, я считаю, что Челябинск заслуживает совсем другого. Можно и нужно показать красоту этой территории — я так считаю. Вот концепция — видовая, цветовая, озеленения, формирования общественных пространств. Я хочу понять — вы видите это развитие так же?». Зал одобрительно прогудел в ответ.

Собравшиеся бурно реагировали на презентацию эскизов и выступления экспертов

Борис Дубровский также рассказал, что приходится считать деньги, что «умные люди до нас придумали, что не надо в городе пешеходов, пусть будут только автомобили» (вероятно, имея ввиду пресловутую «дорожную революцию», которая шла при прежней областной власти). Также губернатор рассказал историю из собственного опыта — как сложно преодолеваются поведенческие привычки в разных странах мира. «Я в Америке очень сильно удивился, когда в одном городе не нашел вообще пешеходного движения, потому что они там только в автомобилях передвигаются. Вышел с утра пробежаться и понял, что негде. Возле заправки нашел фаст-фуд, смотрю, к нему подъезжают, берут в окошке пакетик с едой, съедают, бросают пакет в урну, не выходя из машины, и едут дальше. Я все думал, а где же таким образом еще естественные потребности отправляют, но так и не дождался конца этого технологического цикла, — поведал Борис Дубровский, развеселив зал. — Меня сильно удивила эта концепция. Но это было лет 15 назад, а потом, наверное, и в Америке города стали меняться».

В завершение встречи Николай Шумаков заверил губернатора и собравшихся, что концепция разработана на высшем уровне. А станет ли она основой проектно-сметной документации, вероятно, станет известно очень скоро. Ведь времени на долгие раздумья уже давно нет. Также архитектор заявил, что в Челябинске просто необходимо достроить метро, тем более что по московским меркам нынешний объем работ можно довести до финала за два года.  

На сайте archconcept74.ru, где выложена презентация, уже оставлено более тысячи комментариев. Они будут переданы в Союз архитекторов России для редактирования проекта. 

Р.S. После окончания презентации Борис Дубровский пообщался с челябинцами, которые очень хотели спросить его о разных городских проблемах. Но это было уже без прессы.

Мнение

Интервью

Популярное