Обещанного три года (на остановке) ждут?

Что происходит с общественным транспортом Челябинска?

В конце июня в Челябинске разразился скандал: из-за нехватки денег у транспортников в городе отменили половину автобусов. Представители предприятия в ответ заявили, что сокращённые рейсы вернут через две недели. И вот прошло два месяца... что на практике?

Proehal.marshrutiko.ru

Предыстория: 20 июня в прессе появляется новость: «Из 22 маршрутов, которые ранее работали в областном центре, осталось только 12, среди них наиболее популярные: 64-й и 31-й. Отменили рейсы автобусов под номерами с 14-го по 16-й, номера 18, 28, 33, 34, 42, 43, 52. На 17-м маршруте осталась только одна машина», — пишут журналисты.

Власти отреагировали оперативно. В этом же материале начальник управления транспорта администрации Челябинска Роман Болотов заявил, что радикальное изменение маршрутной сетки с мэрией согласовано не было. А спустя два дня в ООО «Общественный городской транспорт» (которое выполняет обязанности ликвидированного МУП «Челябавтотранс») пообещали, что десять рейсов восстановят в течение двух недель...

Основная суть: проверить, правду сказали транспортники, или «обещать не значит жениться». Задумка проста. Проехаться по маршрутам автобусов (на этот раз на машине), посчитать количество рейсов, встретившихся на пути (или нет), посмотреть, сколько транспорта стоит на конечных остановках. Для последней задачи были выбраны следующие точки: Железнодорожный вокзал, Мехколонна (Чурилово), ЧМК, Парковый, Автобусный парк (больше известная в народе, как «Автоцентр»).

Вокзал: отсюда в Курчатовский район отправлялся маршрут-старожил № 18. Рейс через центр города, цирк, Теплотехнический институт, Свердловский и Комсомольский проспекты, улицу Чичерина, микрорайон «Парковый» до Автобусного парка.

— Давно нет 18 автобуса, уже не первый день, — сетует встретившаяся на остановке пенсионерка Мария Игоревна. — Я на нём, когда дочь просила, ездила в выходные на Каслинскую, с внуками посидеть. Как льготник пользовалась бесплатным проездом. Сейчас не могу. До этой остановки кроме как на маршрутках больше никак не добраться. Либо только с пересадками на троллейбусах. А на „Алом поле“ — светофор неудобный, и остановки друг от друга далеко».

На практике предстала следующая картина: расписание и график движения автобуса на остановке есть, нет только самих 18-х. Разворотная площадка наличием автобусов, мягко говоря, не балует, пассажирский трафик собирают маршрутки, не гнушающиеся парковаться прямо под знаком «остановка запрещена». А единственный «уцелевший» 64-й автобус и тут дублируют многочисленные микроавтобусы под тем же номером, отбирая аудиторию и у него.

Что примечательно, в реестре договоров с перевозчиками 64-я маршрутка фигурирует вполне легально. Перевозки осуществляет ООО «ТСМ — 1» (смотри в реестре пункт 77), линию обслуживают 30 микроавтобусов, разрешение действует до 31.05.2020. А муниципальный автобус (!) который исторически ходит по этому маршруту, ныне в статусе нелегала (см. пункт 103). Договор с МУП «Челябинский автобусный транспорт», признанный банкротом, расторгнут с 28.04.2017. Сейчас, конечно, идёт перевод активов в созданное муниципалами ООО «Общественный городской транспорт», но в конкурсе на право осуществлять пассажирские перевозки, объявленном управлением транспорта, 64-й автобус отсутствует в принципе. А значит, можно предполагать, что вскоре лакомый маршрут будут обслуживать лишь частники. Тем более, раз у них вся разрешительная документация на перевозки уже действует.

Что касается исследуемой нами изначально работы автобуса № 18, то изучение расписания городского транспорта в Челябинске показало: он не восстановлен до сих пор.

Чурилово (Мехколонна): отсюда по идее должны отправляться автобусы № 34 в сторону Курчатовского района через ЧТЗ, проспекты Комарова, Победы, Свердловский, Комсомольский, и дальше через Молодогвардейцев до «Паркового». 

На месте также ни одного автобуса. Конечную остановку облюбовали исключительно маршрутные такси, причём лишь малой вместимости. Как тысячам людей утром добираться до пункта назначения, непонятно. Учитывая, что стоя пассажиров в маршрутных микроавтобусах перевозить нельзя (поставь машину ГИБДД на одну из остановок — озолотится).

В расписании указано, что рейс функционирует лишь по выходным дням. Впрочем, автору ни одной машины так и не встретилось. Ни на конечной остановке, ни в пути следования.

И ещё один момент: из маршрутной схемы 2гис автобус № 34 уже оперативно «выпилили». Нет такого на карте! Зато под этим номером красуется маршрутка. Правда, до вокзала и на 90 процентов дублирующая такси № 62 и 86. Едет «остановка в остановку» по тем же самым улицам до Детского мира. На Северо-Запад хотите? Извиняйте. Только через центр, только за наличные, и только скрючившись в три погибели в часы пик.

Разрешение на частные перевозки до вокзала выдано ООО «Автотранспортное предприятие 2» до 13.01.2023 года. (в реестре пункт 117).

Но что делают на маршрутках характерные наклейки с верблюдом — гербом Челябинска, символом его администрации? Прояснить этот вопрос не удалось. Водители азиатского происхождения вели себя весьма недружелюбно. Услышав возгласы «Щито ты снимаиш» и завидев приближающуюся толпу, автор исследования решил ретироваться.

Проходная ЧМК: автобусы 15 и 16, которые также отменяли. Связывают Металлургический район и ЮУрГУ через Курчатовский, Советский, Калининский районы. 16-й автобус, например, едет через Металлургический район, Северо-Запад, плотину до университета, и дальше по Ленина выворачивает на Свердловский проспект и продолжает движение в направлении ЧМК. 15-й — его зеркальный близнец.

Эта машина здесь встретилась, правда, в единственном экземпляре. О былом многообразии автобусов напоминало лишь расписание. Встретилась и пара-тройка троллейбусов. Зато маршрутных такси оказалось не счесть, водители которых, причём, предпочли организовать стоянку, не заморачиваясь, прямиком на проезжей части.

Если вновь обратиться к маршрутизации, то там данные, что автобусы № 15 и № 16 отменили на все дни, рейсы так и не восстановлены. В реестре также значится расторжение договора с 28.04.2017. Но автобус, тем не менее, встретился. Хоть и один.

Микрорайон «Парковый»: пересечение улиц Бейвеля и Краснопольского проспекта. Отсюда должен был отправляться в сторону Чурилово автобус № 34. Но, поскольку на предыдущей площадке удалось убедиться в его отсутствии, на эту была совершена поездка «для проформы». Поглядеть: что, откуда и куда едет. Площадка встретила ужасающим уровнем благоустройства. Точнее, полностью его отсутствием. Если когда-то на этом месте был газон, то о его наличии можно забыть (как бы не навсегда). Абсолютно заезженная земля, пешеходы, снующие прямо под колёсами, ямы и выбоины и маршрутки где попало, абсолютно в хаотичном порядке. Они (к слову) только здесь и стоят. Не исключая полностью нелегальных «экскурсионных» (№ 52 в данном случае), у которых нет ни единого разрешения на транспортное обслуживание города.

Про экскурсионные автобусы писали здесь. Прошёл год, но ситуация так и не решена (или не решается). В реестре перевозчиков маршрутное такси № 52 отсутствует в принципе. Автобус № 34 вновь не встретился.

Автобусный парк: «святая святых» транспортников. Ни 18-го, ни 34-го автобусов здесь автор также не увидел. Да и на территории из-за шлагбаума удалось запечатлеть редкие экземпляры. Как выяснилось, лишь 64-го маршрута...

Впрочем, ситуация небезнадёжна. Изучение официального сайта управления транспорта администрации Челябинска привело к получению информации об объявлении конкурса на «Право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам:

№ 18 «Автобусный парк — Училище». Дата начала приема заявок: 29.05.2017, из документации видно, что классический рейс от вокзала намерены продлить до ЧКПЗ. Указано, что линию должен обслуживать 21 автобус большой вместимости и 10 т.н. «малого класса».

№ 55 «Мехколонна — Автобусный парк». Судя по данным, 34-й номер сменится на 55-й. Всё остальное без изменений. От претендентов на победу ждут выставления на линию 18 больших автобусов и 10 малого класса.

Аналогичным образом выставлены на конкурс ныне приостановленные маршруты 15, 16, 28; 33-й автобус, судя по отсутствию в конкурсе, исчезнет в принципе. Номер 42-го маршрута «Автопарк — Поселок Каштак» заменят на 49-й. На 66-й маршрут «Училище — станция Шершни» почему-то объявили два конкурса, под тем же номером и дополнительно под № 88. Последний, впрочем, отменили по причине отказа от проведения конкурса (лот снят с торгов 18.08.2017). 66-й маршрут между собой разыграли, исходя из протоколов конкурсной комиссии:

• ООО «Общественный городской транспорт», пришедший на замену МУП «ЧАТ»

• ООО «Челябинское такси» (учредитель и директор Хохлов Михаил Александрович)

По адресу ООО совпадает с небезызвестным ООО «Консул», чей директор Сергей Вербовский в 2014-м году был взят под стражу за организацию преступлений в сфере пассажирских перевозок, а в конце декабря прошлого года приговорён к 10 годам строгого режима. Перевозчики причисляли к войнам и партнёра Вербовского — Яна Каминского. Но того подозрения миновали, он продолжает руководить «Консулом» и по сей день.

• ООО «Караван» (учредитель —Темников Александр Андреевич, генеральный директор организации — Серебрянников Николай Львович. Основным видом деятельности является «Торговля автотранспортными средствами»)

Что касается конкурсов, которые ещё продолжаются, то, судя по бумагам, заявки рассмотрят 30 августа, победителя должны объявить 04 сентября. Но при этом оговаривается, что «в случае признания открытого конкурса несостоявшимся, датой проведения открытого конкурса является дата рассмотрения заявок — 31.08.2017».

Но вот что занимательно. По в прошлом 23-му, а ныне переименованному в 32-й автобус, конкурс ещё не проводился. Тем не менее, на линию уже вышли частные маршрутки. Прокатившись в одной из них, автор информации о транспортном предприятии не нашёл. В подтверждение слов приводятся фото. По рейсу следуют микроавтобусы ГАЗель, Ford и более вместительные ПАЗы. Что делают эти автобусы на челябинских дорогах — неясно.

Вывод: обещанного возвращения транспорта на городские улицы в течение двух недель так и не состоялось. Возможно, этому есть и экономическое обоснование. В конце концов, ООО «Общественный городской транспорт» сейчас разгребает последствия ликвидации МУП «Челябавтотранс», есть долги в 17 миллионов рублей по зарплате и вполне логично полагать, что транспортники переживают не лучшие времена. Но обещание есть обещание. И июньское заявление о восстановлении движения транспорта в течение двух недель, по сути, оказалось лишь пустышкой.

Также можно предполагать, что вскоре с улиц исчезнут два популярных у горожан рейса: 32-й (на котором уже сейчас есть маршрутки, хоть конкурс и не проводился) и 64-й (отсутствует в конкурсной документации, есть разрешение на перевозки у частной компании). А значит, желание городских властей «достигнуть соотношения частного и муниципального общественного транспорта примерно 50 на 50» пока реализуется в обратную сторону.

Послесловие: весьма показателен случай перехода муниципального транспорта в частные руки, произошедший в прошлом году. Например, в конце 2016-го отменили автобус «Копейск — ЮУрГУ». Транспортники сказали: «убыточный». Но! Позже на сайте губернатора появилась новость, что «по поручению Бориса Дубровского восстановлено движение на социально значимом маршруте № 123».

Звучат слова, что глава региона уделяет особое внимание системному развитию в регионе всех видов инфраструктуры, что «очень много было обращений от жителей области, маршрут востребован как жителями Копейска, так и Челябинска» (то есть убыточный, но при этом востребованный, как бы сложить этот паззл? — прим. автора). Вот только муниципальный транспорт, по сути, заменили маршрутками, и заработок города перетёк в карман владельцу маршрутного предприятия (что, в общем-то, пресс-службой губернатора и не отрицается, см.предложение: теперь перевозку пассажиров будет осуществлять ООО «Второй автобусный парк»). Руководителем является Новичихин Станислав Александрович, по совместительству — депутат Челябинской городской Думы, входящий в комиссию по экономике, муниципальному имуществу и городской инфраструктуре... 

Рынок пассажирских перевозок в Челябинске оценивается в 5 — 6 миллиардов рублей в год. В настоящее время он находится «в тени» и заполнен нелегальными перевозчиками. На прошедшей пресс-конференции Борис Дубровский охарактеризовал ситуацию с транспортом в Челябинске, как «дикий бизнес».

«Пока вижу динамику и она меня не устраивает», — заявил глава региона.

Ну ещё бы...

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 6

Отличная статья. К сожалению Вот оно лицо города, которому нужны инвестиции, на ряду с ржавыми киосками, разбитыми тротуарами и никаким озеленением вдоль улиц. Общественный транспорт Челябинска деградирует дальше некуда. Хорошо хоть Давыдов не успел уничтожить троллейбусы с трамваями, хотя первые лица-чиновники по транспорту к сожалению все те же. Особенно позорно это смотрится по сравнению как развивается общ.транспорт в других городах. новые сотни больших современных автобусов в Екатеринбурге, Самаре, Тюмени, Нижнем Новгороде, Белгороде .... новые трамваи в Самаре, Ростове-на-Дону, Казани, Набережных Челнах, Нижнем Тагиле... 187 км выделенных полос в одной только Казани ... и др. городах чтобы общ.транспорт ездил быстро, без пробок .... и НОЛЬ в Челябинске. При этом люди бьются в маршрутках (вчера опять у Виктории две маршрутки), едут на работу, в школу, поликлиники как скот. Стыдоба, позор всего региона и вся эта дикость похоже с одобрения губернатора.

полностью согласен с вышеуказанным комментарием Власть делает вид что что то делает а на самом деле только говорильней занимается и всю говорильню добросовестно освещают сми

Уважаемый автор, хотите я помогу вам "сложить паззл" про "убыточные, но востребованные" маршруты? Всё просто, на самом деле: надо смотреть как составлен график движения. Могу рассказать на примере маршрута 44, который то отменяли, то отдавали участникам, то возвращали... Люди горы бумаги извели на обращения, просьбы, жалобы, а ответ был один - "нерентабельно". Секрет же заключался в том, что в посёлке Каштак нет школы, кроме начальной и есть санаторная школа, куда со всей области дети приезжают. Всем нужен автобус 44, но... К санаторной школе в Каштак он приходит через 15 минут после начала 1 урока, а из Каштака к районным школам - утром через полчаса, а днём - никак. Потому что перерыв на обед. А вечером из Каштака последний рейс с конечной в 19-15, а рабочий день воспитателей санаторной школы - до 20-00. Вот как-то так паззл складывается.

Ситуация напоминает машину времени: больной, то есть городской транспорт, страдает тяжким недугом - кумовством, круговой порукой, и прочая - а лечить его доктора - чиновники - не могут и видимо не хотят, потому как они из прошлого. Болезнь так запущена, что требует хирургического вмешательства. Но нет среди чиновников хирургов, а если и найдутся, то они окажутся в тисках тех же хозяев маршруток - алчных и неуступчивых капиталистов, которые либо денег отвалят, либо пригрозят бандитскими разборками. МВД как будто и ни при чём, а ведь они должны помочь городу разобраться с кровососами на колёсах.

Смотрела сегодня старый атлас Челябинска за 2003 год и стало очень грустно-там указано столько автобусных маршрутов о которых я даже и не помню.и все отменены.очень грустно

А не пора ли прокуратуру подключать для решения транспортных проблем? или уже поздно?

Новости

Главное