Выборы, франшиза и алхимия

Встретил я тут старого приятеля, большого поклонника алхимии. Когда-то вместе работали на «предвыборках».

От политических дел он отошел давно и ударился в маркетинг, в результате чего приобрел весьма специфический экономико-алхимический взгляд на все происходящее. Трепались, конечно, о выборах, и картинка у него получилась забавная.

Начали с марксовского «политика — квинтэссенция экономики». Вот уж точно фраза, впитанная с молоком матери. А посему не подвергающаяся сомнению. Но это для обывателя. Специалист, к коим мой приятель себя причислял, понимает, что всякая концентрированная сущность несет в себе родовые пятна изначальной субстанции. И, следовательно, наиболее адекватно может быть описана именно в терминах исходного субстрата.

Как известно, осадок в виде списка депутатов Заксобрания области выпадет 15 сентября. Но уже сегодня по набору и качеству исходных ингредиентов приблизительно понятно, что получится в итоге. Процентов 70-80 «медвежьего» сала, 5-7 жовто-блакитной мути ЛДПР, примерно по столько же скисшего за 70 лет железа КПРФ и серо-буро-малиновой накипи СР. Плюс чуть-чуть фиг знает чего в виде вольных стрелков-одномандатников, которые, впрочем, уже к Новому году полностью растворятся в главенствующем жире.

Всяким едким и чужеродным несистемным щелочам ничего не светит. Во-первых, их ничтожно мало. Во-вторых, летучи и нестабильны в плане отсутствия финансовой и организационной базы.

Все это, конечно, при нормальных условиях протекания эксперимента. От форс-мажоров типа удара молнии-дефолта или чего похуже никто не гарантирован. Но что тогда получится, гадать бессмысленно.

Следует также учесть, что это будут наши ЕР, СР, ЛД и КП, «с местных рудников». Их-то качественные характеристики и определят прогнозируемое соотношение.

Рассматривать местные отделения партий мне было предложено, ни много ни мало, как франшизы федеральных брендов. А что — в бизнесе все уже придумано до нас. И значит, успех или поражение на политическом рынке зависит от трех составляющих: собственно бренда (идеологии и базовых технологий), его адаптации к особенностям местного потребителя (электората и его насущных проблем), кадров и выстроенных вокруг них оргструктур (штабов первичных ячеек и т. д.).

Начали со старшего брата. Идеологию ЕР проще всего охарактеризовать как один из вариантов вождизма. Что государь скажет, то и есть непререкаемая истина в последней инстанции. Программа так себе. Но при беспрецедентной рекламной прокачке по всем каналам и главным секретном ингредиенте (ЕР в сознании масс есть партия власти, а перед ней у нас принято стелиться) вполне сформированный и узнаваемый бренд.

Если местное ЕР и франшиза, то наиболее приближенная к полноценному представительству. Паушальный (первоначальный) взнос в большинстве случаев вообще не берется, роялти (плата за использование бренда) взымается в виде обеспечения социальной стабильности среди тяглового населения и непрерывного поступления налогов в казну. А прибыль фрайчайзи (временный распорядитель бренда) получает не столько деньгами, сколько преференциями для бизнеса и возможностями слегка отхлебнуть из бюджетного котелка. Тут, правда, рекомендуется соблюдать меру, а то ведь можно и сесть.

Адаптация бренда к нуждам областного рынка производится внешними для партии государственными структурами, прежде всего, губернатором. Да и реализуется исключительно его же ресурсами — одна инициатива с повышением зарплат чего стоит.

Короче с брендированием и адаптацией у них все более-менее. Уныло конечно. Зато стабильно.

На уровне оргструктур схема выработана давно. И, чего бы не говорили недоброжелатели, она работает, причем постоянно, а не только в предвыборный период. Штабы созданы. Партийные ячейки собираются. Какая-никакая прокачка политинформации проводится. Однотипные агитки и печеньки раздаются в срок. Есть, правда, проблемы при франшизации с областного на районный уровень. Вот здесь адаптации обычно ноль. Да и местные руководители не всегда отличаются адекватностью.

Всё это, плюс снижение уровня жизни и четкая ассоциация медведей с крупным чиновничеством и олигархатом, конечно, могло бы привести к снижению их процентной доли, если бы не совсем шваховое положение остальных игроков.

У коммунистов, которым в период кризиса сам Бог велел будить и побеждать, все плохо. Даже на уровне бренда-идеологии. Это когда-то идеи Маркса и Ленина империи в прах повергали. Теперь не то. И прежде всего потому, что последователи их успешно и по дешевке распродали. Начали давно, еще в 60-70-е. Нынешний идейный конструкт г-на Зюганова — вообще беззубая смесь. От революции и пролетарской идеи отказались. С религией подружились. На патриотизм, столь чуждый большевикам, молятся. И при этом все еще держатся за трупы Ильича и Виссарионовича. К сожалению, даже не удосуживаясь прочесть их труды.

С местными держателями франшизы после Петра Свечникова совсем беда. Зюганов, видимо, требует такого первичного взноса, что в руководстве оказываются то Поклоннова с норковой шубой в пол, то никому не известный, абсолютно серый Егоров. Есть еще Нациевский. Но скучен до зубовного скрежета. Да к тому же внутри так грызутся, что перья летят. Даже на Первомай две разные демонстрации проводят.

С оргструктурой беда. Когда-то, в 90-е, она была о-го-го. Так тогда еще и идеология была, и старички как основная база были здоровые и активные. Сейчас старшее поколение идейных борцов уходит. Молодняк пришел в надежде дорваться до кормушки. Есть, конечно, несколько местных ячеек в рабочих слободках, держащихся на плечах фанатиков. Но они живы скорее вопреки, чем по воле брендодержателей. Максимум большевистских силенок хватит на 2-3 округа в самых депрессивных территориях.

ЛДПР-овцы — тоже вождисты. Но со своим клоуном. Идеология мечется от «Мы за русских, мы за бедных», до «Каждой бабе по мужику, каждому мужику по бутылке водки». Да она им особо и не нужна. Главное — драйв и харизма.

Самое интересное, в области есть депутат способный талантливо реализовать шоу-тактику Жириновского на местном уровне — Андрей Ткаченко. Но ему порулить не дадут, мошной не вышел. Жаден Владимир Вольфович, продает бренд семейного предприятия то Колесникову, то Вайнштейну, да хоть черту лысому, лишь бы кэша побольше. Приобретатели, вложившись, традиционно сваливают, а на хозяйстве оставляют безликих приказчиков типа вроде Пашина, изначально неспособных совладать с либерал-демократической вольницей. Оргструктура в латентном состоянии. Отдельные берсерки на местах, конечно, есть, но многие по весне и осени не совсем адекватны. Помощи из центра не получают, в силу скудности бюджета работу ведут в рывково-предвыборном режиме. Правда, в виде компенсации у них почти полная свобода. Контроля за технологиями и содержанием их бизнеса  почти никакого. Этакая запорожская сечь. Согласитесь, против регулярных хорошо обеспеченных единоросовских полчищ — полная туфта.

Вот у кого совсем нет никакой идеологии, так это у «эсеров». Если, конечно, не считать за таковую абстрактную справедливость. Кто ж против, все за. Кроме этого, «справедливороссы» лишь уныло повторяют всю вождистскую риторику ЕР, дополняя ее совсем уж маниловскими бреднями типа «народной ренты на полезные ископаемые», «прогрессивного налогообложения» и так далее. Публика, конечно, дура, но ведь не клиническая, чтобы поверить в то, что олигарх Гартунг искренне борется за то, чтоб платить больше налогов.

Когда-то у того же Гартунга была мощная разветвленная структура первичных ячеек, еще с партии Пенсионеров. Но в последние годы Валерий Карлович в родных пенатах появляется редко. А как известно, кот в отъезде — мыши в пляс. Да и с харизматичными кандидатами напряженка. Есть, конечно, белокурая бестия Мухаметьярова в Златоусте. Но она временный попутчик, не более. Даже если вдруг победит (что, учитывая ситуацию в Златоусте, возможно) сомнительно, что ее роман с «эсерами» будет долгим. Дама видная, активная, без излишних политических комплексов. Покупатели найдутся.

В итоге, получилось у нас с приятелем, что при таких противниках полная победа ЕР не мытьем (списком), так катаньем (одномандатники) обеспечена. Даже административный ресурс врубать не надо. Можно позволить себе честный матч, если за такой считать бой тяжеловеса и больных рахитом шестиклассников. Осадок выпадет в срок, и в ожидаемой консистенции. А нам его потом пять лет хлебать мелким ситечком.

Комментарии 0