Искандэр, «Тартюф» и «50 оттенков серого»

В Молодежном театре «завелся» великий обманщик XVII века

В середине мая в репертуаре Молодежного театра появится спектакль «Тартюф» по пьесе Жана-Батиста Мольера. За месяц до премьеры прошел закрытый показ комедии в постановке Искандэра Сакаева.

Игорь Шутов

Перед началом спектакля режиссер обратился к зрителям с просьбой быть менее «челябинскими», более «мольеровскими» — откликаться на все происходящее на сцене, отдавать эмоции актерам.

«На ваших глазах развернется борьба за души и умы обитателей дома, в который хитростью проник наш „герой“. Под силу ли людям бороться с тем злом, которое порождают они сами?», — отметил Сакаев.

Действие спектакля происходит в 1664 году. Это история восхождения и краха блестящего обманщика и гениального манипулятора, чье имя стало нарицательным. «Тартюф, Тартюф, Тарюф», — то хором выкрикивают герои пьесы, то произносят шипя, подобно стае змей. Король Людовик XIV и две его фаворитки смотрят «черновой прогон» спектакля по запрещенной пьесе Мольера. В те времена король сидел в ложе на сцене. У Молодежного театра таких мест нет, а сужать игровую сцену даже ради «короля» непозволительно. Поэтому «король солнце» сидел в углу зрительного зала, иногда актеры обращались к нему, чего требовал сюжет. Но в основном работали со зрителями. И как работали!

Искандер Сакаев на протяжении полутора месяцев «внедрял» в челябинский театр особый стиль игры, где 90 процентов — тело актера. Декорации, костюмы, свет, звук — это все второстепенно. На сцене есть только стулья и трюм, из которого появляется Тартюф. Костюмы сделаны в единой стилистике, очень похожи друг на друга в своей небрежности, но при этом выделяют характеры героев. 

По словам первого заместителя министра культуры Челябинской области Григория Цукермана, который сидел в зрительном зале и был знаком с режиссером, актерам Молодежного театра пришлось действительно много работать над «Тартюфом». 

«Постановки такого уровня в челябинской театральной жизни не было очень давно. Искандэр — профессионал, который требует от актеров полного погружения в процесс. Я знаю, что артистам пришлось нелегко, поэтому Сакаеву дают неоднозначные оценки. Но результат восхищает», — добавил Цукерман.

У режиссера получилось сделать спектакль, после которого захотелось перечитать пьесу. Несколько осовремененное прочтение Мольера позволяет проще воспринимать происходящее на сцене, но появляется желание вспомнить «а как это же сказать мольеровскими словами». 

«Признаюсь, я попытался играть со стилем. Когда я учился Уфимском институте искусств, Челябинск и все, что происходило здесь в театрах, было на ступеньку выше того, что было у нас. Мы удивлялись уровню вашего студенческого театра, тому, что „творилось“ на сцене Драмтеатра и так далее. А сейчас... пробуксовка на месте. Ощущение герметичного мира, где нет игры со стилем и с формой. „Тартюф“ — попытка их вернуть. Это, знаете, как заниматься рок-н-роллом в неритмичной стране, непростая задачка», — прокомментировал Искандэр Сакаев.

Стоит отметить, что спектакль рассчитан на возрастную категорию «16+». Некоторые сцены вызывали неловкую ухмылку даже у взрослых зрителей. 

«Это как „50 оттенков серого“ XVII века!» — выразился юноша в зале.

«За что вы так со мной? Я сделал спектакль для взрослой молодежи. Мне кажется, этому театру нужно прекращать быть „недоТЮЗом“. „Молодежный театр“ — это звучит. И это прекрасная площадка для спектаклей-экспериментов, постановок, которые не только задуматься заставляют, но и построить свой спектакль в своей голове», — ответил режиссер.

У челябинского зрителя получилось быть «менее челябинским». Сакаев признался, что угрюмость горожан его расстраивает. Полтора месяца, которые режиссер живет в столице Южного Урала, он удивлялся серости улиц и лиц на Кировке, в кафе, в транспорте. Но зрители Молодежного театра смогли своей реакцией его мнение изменить. Посмотрим, что будет на премьерных показах, которые пройдут 18, 19 и 30 мая...

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0