Waiting for the ground

В кыштымском «Белом доме» появилось современное искусство

10 лет демидовский особняк в Кыштыме стоит в строительных лесах. Реконструкция здания началась в 1995-м, а заморожена уже больше 10 лет. Но всего на пару недель в Белый дом можно попасть: в рамках  IV Уральской индустриальной биеннале открыта выставка швейцарского художника Руди Десельера.

Мам, кто такой Демидов?

Вместе с корреспондентом «Челябинского обзора» на выставку пришли школьники, занимающиеся в кыштымской детской «ТиН-газете» и жители города. Если старшие школьники об истории «Тихого зимовья» (так переводится «Кыштым» с башкирского — прим. редакции) слышали, то ребята помладше с трудом понимают, что это за большое здание стоит за забором в центре города и почему оно нарисовано на гербе. 

«Мы с вами стоим возле дома, который построил Никита Демидов...», — начала рассказ экскурсовод.

«А сам он, этот Демидов, где?» — полюбопытствовала девочка лет 10.

Взрослые умились. А экскурсовод попыталась рассказать о сыне основателя известной династии уральских промышленников, который и построил усадьбу. 

«Дом Демидовых принимал балы, приемы, здесь проводили городские елки, читали свои первые серьезные книги и проводили выставки. Согласно различным легендам, здесь существовала потайная комната, а заводчики и управляющие прямо из дома могли попасть на завод или в город с помощью подземных ходов. Здесь хранилась коллекция минералов, впечатлившая известного химика Дмитрия Ивановича Менделеева, бывавшего в Кыштыме на рубеже веков...» — рассказывают специалисты МУ «Центр развития туризма Кыштымского городского округа». 

В 2017-м году исполняется ровно 10 лет с момента закрытия Белого дома для посещения. Впервые организаторам выставки удалось показать кыштымцам и гостям города, что памятник культурного наследия федерального значения не стал развалиной, а благодаря усилиям властей области и города здесь есть место современному искусству.

Так звучит уральская медь

«Необходимо пройти инструктаж по технике безопасности и надеть каску. Все-таки это строительный объект», — говорит специалист МУ «Центр развития туризма Кыштымского городского округа» Анна Акимова.

В первом зале Белого дома валяются куски полиэтилена, старые доски и сухие листья. Две лампы с пола подсвечивают фотографию с видами Кыштыма начала ХХ века. В постройке старой части города за 100 лет мало что изменилось.

Старинный крутой потолок второго зала сложно назвать помпезным (каким он был до реставрации). На нем видны все слои штукатурки: вот он был голубым, потом стал розовым, теперь — невзрачно желтый. Такие же стены. Окна заколочены досками. И второй выход из зала в сторону городского пруда тоже заколочен. Между стенами закреплено множество 11-метровых медных проволок, своим изгибом повторяющих купольный потолок, в них вплетены сухие листья. Это и есть инсталляция швейцарского художника Руди Десельера. 

Организаторы выставки рассказывают, что медную проволоку художник использует в своих произведениях не первый раз.

«Она издает звук. Сухие листья тоже звучат. Помимо этого в инсталляции используются магниты, пущен небольшой ток, и все вибрирует — так создается звуковой эффект, который многим напоминает журчание ручья», — объясняет Анна Акимова.

Художник признался, что его вдохновило само здание — в нем есть дух истории. И несмотря на то, что внутри все почти умерло, искусство способно оживить пространство. И стены здесь совсем не обшарпанные, как может показаться. Это модный теперь лофт!

«Свою работу Руди назвал „Waiting for the ground“ — „в ожидании земли“, если переводить дословно, „в ожидании жизни“, если перевести идею художника. Название очень соответствует тому, что „чувствует“ сейчас кыштымский Белый дом. Его судьба долгое время находится в подвешенном состоянии. А ведь усадьба Демидовых может стать культовым туристическим местом, но когда это произойдет... Выставка случилась благодаря поддержке городской администрации и правительства области, которые понимают, насколько важно привлечь внимание к продолжению затянувшейся реконструкции», — рассуждает директор МУ «Центр развития туризма Кыштымского городского округа» Алина Шмарина.

«Думаю, многие обратили внимание, что губернатор Челябинской области Борис Дубровский в последнее время относится к любому вопросу, который касается культурного наследия, не формально и не праздно. Вспомните хотя бы его реакцию — жесткую, требующую быстрого и четкого наведения порядка — по облику челябинского театра оперы и балета или усадьбы на улице Свободы в областном центре, — комментирует пресс-секретарь губернатора Дмитрий Федечкин. — Для главы региона важны культурные точки притяжения, и они должны быть в каждом муниципалитете. Если это объект культурного наследия — то он должен выглядеть достойно, а не являться позорным пятном на лицах муниципалитета и укоризной былой роскоши. За счет каких средств объекты будут приведены в надлежащий вид — государственных или частных инвесторов — дело вторичное. Важно бережное отношение к прошлому, четкое соответствие букве закона в области объектов культурного наследия и текущее состояние этих зданий, сооружений, памятников. „Белый дом“ в Кыштыме — серьезный объект. Положительная тенденция, которая сейчас, спустя много лет, здесь наметилась, настраивает на хороший лад».

24 сентября инсталляция будет разобрана. Двери усадьбы снова закроются. На сколько? Пока неизвестно.

Waiting for the ground, господа.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0