Карлсон, который застрял на крыше

Что читают и смотрят наши дети

Международный день защиты детей отмечается 1 июня. Несмотря на всю серьезность замысла (праздник призван обратить внимание взрослых всего мира на защиту прав, жизни и здоровья детей), для большинства из нас первый летний денек — всего лишь повод сводить ребенка в зоопарк, покатать на аттракционах, накупить побольше сладостей и вообще всячески его развлечь. А что еще развлекает нынешнюю детвору, помимо перечисленного выше? Блокбастеры, поп-музыка, интернет и возможность болтаться в соцсетях. Какой ужас!

«А вот я в твоем возрасте...»

Стало уже общим местом утверждение, что современные дети сильно отличаются от нас, родившихся и выросших в Советском Союзе. У нас не было мобильных телефонов, телевизор показывал всего два канала, и переключать их приходилось не пультом, а приложением изрядных физических усилий. В кинотеатрах показывали фильмы про успехи в народном хозяйстве и войну индейцев с бледнолицыми, на улице мы играли в мушкетеров и партизан, размахивая палками, ключи от квартиры могли оставить под ковриком перед входной дверью или у соседей... Словом, мы знаем, что у нас было счастливое детство, но прошлое не вернуть, и не будем повторяться.

Но вот вопрос: а какие они, современные дети? И надо ли требовать от них похожести на нас?

Потребовать, конечно, можно, но попытка обречена на провал.

Одна из самых больших ошибок родителей — желание погрузить чадо в мифологию собственного детства. Кому из нас не доводилось вести такой диалог: «Ты совсем не читаешь книжек, а вот я, приходя из школы, садился на кухне с томиком Пастернака и пропадал на целый день! И вообще учился только на „пятерки“! У меня были деревянные солдатики и один резиновый мяч для футбола, который я берег пять лет, а ты свои игрушки вообще не ценишь! Вот, посмотри, какие замечательные мультфильмы я тебе скачал, а ты смотришь эту дребедень! Давай сядем и вместе посмотрим мои любимые!».

«Угу, пап, здорово!» — наверняка отвечало чадо, уткнувшись в дисплей своего смартфона. То есть диалог плавно превращался в монолог, имеющий сомнительный воспитательный эффект.

Послушайте, давайте оставим ребят в покое. Самое лучшее, что мы можем сделать, — это приобщиться к миру их увлечений, оставив в стороне педагогический апломб.

Чьи фильмы лучше?

Позволю себе утверждать, что неоспоримая художественная ценность мультфильмов нашего детства для нынешнего подрастающего поколения — миф. Аргументы типа «они были добрее, лучше нарисованы и учили хорошему», в принципе, оправданны, но современная мультипликационная продукция несравнимо качественнее. Более того, она — актуальна.

Я убедился в этом на собственном эксперименте, когда совместный просмотр с ребенком старого советского «Карлсона» обернулся пшиком. После блокбастера «Как приручить дракона» с его красавцем Беззубиком странный толстый дядька с моторчиком на спине выглядит архаичным. Как бы нас это ни удручало, но советская «Снежная королева» не имеет никаких шансов покорить сердца юных зрителей после триумфа оскароносного «Холодного сердца», мультфильма во всех отношениях чудесного.

Для подростков вне конкуренции являются также и мегапопулярные сегодня кинокомиксы. Ни в советской, ни в современной российской культуре нет аналогов этим красочным и динамичным историям о супергероях, спасающих мир от харизматичных злодеев. Жан Маре, конечно, тоже был молодец, и Чингачгук в свое время эффектно скакал на лошади, размахивая томагавком, но давайте оставим свою ностальгию при себе.

Впрочем, есть достижения и у российских кинематографистов. На экспансию западного контента они ответили суперуспешными и обаятельными «Смешариками», поучительными «Фиксиками», а для самых маленьких отметились чудаковатым «Лунтиком», который тоже учит добру. Стоит ли брюзжать?

В сетях дружбы

Когда однажды моя родная дочь, томно закатив глазки, вдруг пропела: «Ты чо такая дерзкая, а-а-а?», — я понял, что безнадежно от нее отстал. Велик был соблазн вступить в спор о художественных достоинствах творений Тимати и его соратников, но пришлось себя одернуть. Это — объективная реальность, с которой ничего не поделаешь.

Разумеется, усиленное вталкивание в голову и душу музыки Чайковского, Моцарта, Крылатова и группы «Queen» в младенческом возрасте принесли свои плоды — ребенок в целом обладает неплохим музыкальным вкусом и всегда с удовольствием подпевает папе в машине, когда папа ударяется в рок-н-ролльную молодость, но среда обитания и постоянное общение со сверстниками берут свое. Если подружки и одноклассники одуревают от Тимати, от него не отвертеться. Если они делятся в соцсетях ссылками на свои любимые творения, ребенок пойдет за своей компанией. И в этом нет ничего страшного. Кому же захочется быть изгоем!

Пожалуй, единственное, где все же стоит укротить ретивость подрастающего поколения, — это интернет. Помимо стремительной коммуникации, позволяющей подружиться чуть ли не со всем миром (надо ли рассказывать, что наши дети, как и мы сами, живут в мире тотальной информатизации, от которой не укрыться), он таит в себе и вполне реальные опасности. И вот тут мы, взрослые, можем в какой-то степени навязать свои ценности.

Мы ведь учим детей собственным примером, а не заунывными монологами о нашем счастливом детстве. Так что давайте почаще просто гулять на свежем воздухе, брать в руки бумажную книгу, прививать детям навыки живого общения глаза-в-глаза. И время от времени выключать мобильные телефоны. Нам это по силам.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное