Игорь Остатюк:

«Я благодарю судьбу, что работаю в этой отрасли»

Директор Челябинского регионального отделения Уральского филиала компании «МегаФон» — о продвинутых потребителях, развитии связи и о том, чем современные дети овладевают раньше — планшетом или ложкой.

Ярослав Наумков

— Для начала — как дела у челябинского отделения компании «МегаФон»? Какие тренды в деятельности компании вы бы отметили, как самые важные?

— Для нас основным направлением стала передача данных. У людей все больше и больше востребована именно эта услуга, и мы стараемся сделать так, чтобы они ее получили в любом месте Челябинской области в нужное время и с достаточно высоким качеством.

Соответственно, мы работаем над этим. В прошлом году первыми запустили на территории области связь 4G+. В Челябинске впервые на Урале начала работу сеть LTE-Advance в ледовой арене «Трактор», которая неплохо себя проявила на чемпионате мира по тхэквондо. Сейчас раздумываем над тем, чтобы запустить LTE-Advance на всей территории Челябинска.

— Вы считаете, что в Челябинске уже достаточное количество потребителей услуг связи, готовых к этому стандарту и обладающих устройствами, его поддерживающими?

— Если взять статистику, то получается, что да. Смартфоны уровня iPhone 6, Samsung Galaxy 5 и 6, планшеты последних моделей от ведущих производителей уже поддерживают этот стандарт. Думаю, вскоре подтянутся и компании «второго эшелона» брендов. Наш город стал третьим в России, где появилась инфраструктура LTE-Advance, почему мы должны на этом останавливаться?

Говоря о планах по развитию сети 4G+, то вслед за нашими «закрытыми» городами, где этот стандарт уже внедрен, мы планируем запустить высокоскоростной интернет в Магнитогорске, Миассе, Златоусте, во всех пригородах Челябинска и коттеджных поселках, которые находятся рядом с городом.

Детально эти планы я на данный момент не буду озвучивать, но могу сказать, что инвестиции в сеть в Челябинской области в 2015 году будут даже несколько выше, чем в 2014.

— То есть кризис не повлиял...

— Видимо, так сложилось, что услуги связи стали для людей настолько важной, естественной частью их жизни, что от нее они откажутся если не в последнюю, то в предпоследнюю очередь.

— А если говорить не о частных лицах, а о корпоративном секторе?

— В компаниях как раз занимаются оптимизацией своих расходов. У нас в тарифах есть линейка, так называемых, «корпоративных безлимитов», где в комплексе предоставляются услуги голосовой связи, передачи данных, роуминга и так далее. И все это — за четко определенную сумму, что позволяет предприятиям экономить и планировать свои расходы на связь. Наши клиенты часто используют возможности, которые позволяют руководителям быстро собрать, скажем, онлайн-конференцию с сотрудниками в других городах, чтобы не тратиться на командировочные расходы.

Кроме того, есть программа «Наши люди», которая позволяет использовать преимущества корпоративных тарифных планов (они, как правило, более выгодные) членам семьи, родственникам сотрудников компании.

Все это позволяет нам расти в корпоративном сегменте, привлекать новых клиентов.

— То, что основной услугой для операторов связи становится передача данных, а не старый добрый «голос» — это глобальная тенденция?

— Думаю, что те, кто привык прежде всего разговаривать по телефону (а таких немало), будут продолжать разговаривать, и наша задача — чтобы они могли это делать максимально комфортно, чтобы связь была качественной, без обрывов, чтобы люди хорошо слышали друг друга.

В то же время мы видим, что доля голосового трафика и выручка в последнее время не растет, по сравнению с другими услугами. Интернет, по сути, становится для многих единым пространством и способом коммуникации. С помощью смартфона или планшета можно и пообщаться, и отправить фотографию, и скачать фильм, и обменяться сообщениями в мессенджерах. За этим будущее, в эту сторону движемся и мы. И в тарифных планах предлагаем комплекс услуг — голосовую связь и интернет-трафик.

— Насколько аудитория Челябинска продвинута технически, технологически, сервисно?

— По данным исследований, Челябинск и Челябинская область — один из самых продвинутых регионов России в плане развития связи и один из самых высококонкурентных рынков в стране.

Во многом это связано с тем, что здесь с самого начала было много операторов связи, как федеральных (МегаФон, МТС, Билайн, Ростелеком, Теле2), так и локальных, местных (например, Челябинская сотовая связь). Для сравнения — я знаю регионы, где сейчас присутствуют три, максимум четыре оператора связи. Соответственно, у нас конкуренция между компаниями была очень существенной и превращалась в своего рода «гонку вооружений». А люди, имея возможность широкого выбора, конечно же, стали хорошо разбираться в том, что предлагают операторы. Житель Челябинской области — это, как правило, хорошо разбирающийся, подготовленный, требовательный и искушенный пользователь услуг связи.

То же самое касается сегмента широкополосного доступа в интернет. На Южном Урале есть мощные локальные игроки, есть федеральные компании. Жители региона имеют возможность выбирать и стараются выбрать лучшее.

Важно то, что ситуацией с развитием инфраструктуры связи активнейшим образом занимаются Министерство информационных технологий и связи Челябинской области, губернатор и правительство региона. По сути, они открыли операторам связи «зеленую улицу» и всегда спрашивают нас, что необходимо для развития, помогают с размещением объектов связи.

— Объемы информации, которые перетекают по сетям связи, гигантские. Для их хранения, переработки требуется огромная инфраструктура, хранилища данных. В то же время отрасль big data («большие данные») становится все более востребованной, в том числе в сугубо коммерческом плане. Есть в планах «МегаФона» работа в этой сфере?

— У нас эти планы уже реализованы. В Самаре создан современный центр обработки данных, с помощью которого через нашу инфраструктуру можно обрабатывать и передавать данные любого объема. Подобный, пусть и менее мощный, центр есть и в Екатеринбурге.

Все зависит от потребности. И, действительно, такая необходимость все чаще возникает у компаний среднего и крупного бизнеса, и мы готовы обеспечить клиентам различные услуги на базе современных дата-центров, и тем самым снизить затраты предприятий на ИТ-сферу.

— Одним из главных вопросов для всей индустрии становится защита информации, каналов связи. Киберпреступники не стоят на месте...

— В «МегаФоне» существует специальный департамент, отвечающий за вопросы информационной безопасности. Работа ведется постоянно, в регионах есть дежурные службы, которые отслеживают все, что может быть связано с возможной потерей трафика и тому подобными проблемами. Наши специалисты обобщают опыт работы, который есть у нас, у других компаний в России и во всем мире. При этом уровень квалификации сотрудников «МегаФона» довольно высок. У нескольких специалистов, работающих в Уральском филиале в сфере информационной безопасности, имеются сертификаты, которыми во всем мире обладают не более сотни специалистов.

Если же говорить о защите данных наших потребителей, то мы предоставляем защищенные VPN-каналы для передачи информации корпоративных клиентов. На вооружении у госкорпораций и силовых ведомств Челябинской области, чья деятельность требует повышенной защиты данных и гарантированного уровня устойчивости ко взлому, стоит наша система конфиденциальной связи. И главное — есть законодательство о защите информации, персональных данных. Для любого бизнеса потеря данных клиентов — вопрос репутации. Я думаю, что в этом плане все компании связи работают на совесть, не жалея ресурсов и времени. Во всяком случае, в «МегаФоне» дело обстоит именно таким образом.

— Куда движется индустрия связи? Какие перспективы? Все чаще эксперты говорят, что с ростом возможностей мобильных устройств, с внедрением все новых стандартов связи мы идем к появлению единого информационно-коммуникационного пространства. Что для этого пространства важнее — наличие максимального количества удобных для людей сервисов и возможностей или же основа всего по-прежнему инфраструктура?

— Скорее, это именно комплекс. С одной стороны, построить инфраструктуру, по большому счету, не такой уж и сложный вопрос. С другой — для человека все должно быть просто, удобно, интуитивно понятно. Берет двухлетний маленький человечек планшет и прекрасно с ним себя чувствует. У меня тёща, кандидат технических наук, говорит, мол, не научил ребенка ложку правильно держать, а вот с компьютером научил обращаться. А я ведь не учил (улыбается).

Если же говорить о прогнозах, то, наверное, надо разделять ближайшее будущее и более отдаленные перспективы. Если пофантазировать, то, на мой взгляд, в конце концов, у человека будет дополнительный чип, благодаря которому он будет мгновенно получать необходимую ему информацию напрямую. Хотя, куда это может завести человечество, сказать трудно.

Если же говорить о возможностях устройств в ближайшем будущем, то направления самые разные. Например, в медицине, это может быть система датчиков, передающих информацию о состоянии здоровья человека в режиме онлайн.

В настоящий момент нам важно, чтобы абонент был счастлив от взаимодействия с компанией. Счастлив от того, что он с нами, что пользуется качественной, хорошей услугой от «МегаФона» получает заряд положительных эмоций и хорошего настроения... Мы должны стать надежным другом, помощником, советчиком, собеседником.

— Эти изменения, развитие индустрии связи — вызов или благо для «МегаФона»?

— Это наша волна. Мы идем на ней, мы для этого работаем. Я благодарю судьбу, что работаю в этой отрасли, — настолько интересно всё, что в ней происходит.

Комментарии 0