Роман Болотов:

«Мы готовим резервное предприятие-перевозчик»

Начальник управления транспорта администрации Челябинска — о состоянии дел в транспортных МУПах, отношениях со Станиславом Новичихиным, и также о том, пытались ли его «купить».

Роман Болотов, начальник управления транспорта администрации Челябинска
Ярослав Наумков

— Роман Александрович, вы уже около полугода занимаете должность начальника управления транспорта...

— У нас тут год за два идет (улыбается).

— Что, все так непросто?

— Да нет. Просто так складывается жизнь, что я оказываюсь на том или ином месте в период непростых ситуаций.

— Вы специалист по антикризисному управлению?

— Нет, в этом плане есть люди куда более квалифицированные. Другое дело, что нельзя бояться принимать решения и нести ответственность за решения, принятые тобой. Правильными ли они окажутся или ошибочными.

— Насколько ситуация в муниципальном общественном транспорте отличалась от вашего представления о ней до назначения?

— Мы с вами живем в одном городе, и, что касается транспорта, в общем, тут все достаточно наглядно. Я, конечно, обладал определенной информацией о положении дел. То, что публикуется в СМИ по этой теме — процентов на 90 соответствует действительности.

Сегодня положение дел, конечно, не очень. Скажу больше — ситуация разогрета. Это и хронический недовыход транспортных средств на маршруты, и финансовое состояние муниципальных предприятий.

Но мы с вами имеет то, что имеем. И это результат системных действий.

У меня сегодня с утра (беседа прошла во вторник, 7 марта) был руководитель профкома одного из МУПов. И я его спрашивал: а где был профсоюз, как он стоял на страже интересов и сотрудников, и муниципалитета, когда была вопиющая ситуация с дублированием маршрутов? Эта история-то ведь родилась не сегодня и не вчера... Профком первый должен был «восстать», когда по маршруту муниципальных автобусов поехали частники.

— То есть то, что происходило в последнее время...

— К этому шли не один год, и шли системно. Складывается впечатление, что все делалось для того, чтобы муниципального транспорта просто не было.

— Вы говорите об осознанных действиях?

— Я считаю — да.

— Тогда можно вопрос в лоб? Кто сегодня управляет общественным транспортом Челябинска: вы или Станислав Новичихин (депутат Городской думы Челябинска, руководитель рабочей группы Гордумы по вопросам общественного транспорта, директор ряда транспортных предприятий — прим. автора)?

— Мной Новичихин не управляет точно. Отношения с ним у меня достаточно простые и понятные. Станислав Александрович уже более трех лет председатель рабочей группы по транспорту Челябинской городской думы. По сути, я отчитываюсь перед ним и другими депутатами за свою деятельность. Я не хочу бросать в его адрес камни, он достаточно умный и грамотный человек, специалист.

Раньше каждый день в этом кабинете проводились какие-то совещания с перевозчиками-частниками. Сейчас — если у них возникают вопросы, то я открыт для общения. Есть часы приема. А насчет того, чтобы частники ходили и советовали мне... Насоветовали уже.

— Какова ситуация в МУПах «Челябавтотранс» и ЧелябГЭТ?

— Она сложна тем, что они работают на основании не только «профильного» Федерального закона ФЗ-220 («Об организации регулярных пассажирских перевозок»), но и на основании ФЗ-127 («Закон о банкротстве»). ЧАТ находится в стадии конкурсного управления, ЧелябГЭТ — на пороге этого.

— На днях прошла информация, что на конкурс будут выставлены все маршруты, которые сегодня обслуживает ЧАТ. Сможет ли муниципальное предприятие принять участие в конкурсе и сохранить их за собой?

— Участвовать в конкурсе будет еще один МУП — «Служба организации движения» (СОД). По сути, мы готовим своего рода резервное предприятие-перевозчик, которое вступит в действие, если ситуацию с ЧАТ не удастся разрешить.

ЧАТ пока по-прежнему работает, в том числе и потому (и я должен поблагодарить за это и Главу города Евгения Тефтелева, и Председателя Городской думы Станислава Мошарова), что депутаты Гордумы приняли отдельное постановление, которое признает три транспортных муниципальных предприятия (ЧАТ, СОД, ЧелябГЭТ) социально значимыми. Это серьезно затрудняет для конкурсного управляющего возможности по приостановке деятельности предприятия.

— Все шло к этому?

— А он просто был бы обязан по законодательству приостановить, и заниматься своими процессуальными вещами — конкурсной массой, имуществом...

— Вы хотите сказать, что было определенное желание так и сделать?

— Я могу сказать, что предыдущим конкурсным управляющим ЧАТа Владимиром Рождественским было написано заявление в правоохранительные органы по ряду фактов, в которых он увидел, что некоторые сделки, проведенные руководством МУПа, привели его к... ну, не то, чтобы прямо к банкротству, но к резкому ухудшению финансовой стабильности. Нынешний конкурсный управляющий поддерживает такую же позицию. Месяц назад было возбуждено уголовное дело. Полиция ведет расследование. Пока что «в отношении неустановленных лиц»...

— Не так давно в СМИ проходила информация о закупках МУПов, и некоторые удивление вызывало то, что оказывается, предприятия, будучи транспортными, даже не возили сами собственных работников на место работы и обратно, а платили за это миллионы рублей...

— Может быть, именно поэтому на предприятиях работают аудиторы Контрольно-счетной палаты города. Но вообще у этих предприятий есть руководители, директора. Которые, наверное, считают, что такое решение, которое они приняли, правильное. Я задавал им эти вопросы... Может быть, проще заключить договор с такси, и давать каждому сотруднику по тысяче-другой рублей на эти цели? В общем, ситуация наводит на определенные, надеюсь, неправильные мысли...

— У ЧАТа и ЧелябГЭТа — очень серьезные долги. Речь о многих сотнях миллионов рублей, прежде всего — перед налоговыми органами и внебюджетными фондами. Реально ли ликвидировать эти задолженности?

— Сиюминутно — очень сложно.

— Значит, может идти речь о мировом соглашении с кредиторами?

— Вы мыслите в верном направлении. Но в случае с ЧАТ речь идет не только о долгах перед налоговыми органами, есть и задолженности перед сторонними контрагентами.

Есть множество очень непростых нюансов — на каких именно условиях и как заключать мировое соглашение. Те же налоговые органы не совсем хозяева себе, прежде всего в части порядка и условий выплат. Могу сказать, что мы ищем варианты максимально мягкого решения, которое в том числе позволяет сохранить за предприятиями и материально-техническую базу, и соблюсти интересы работников МУПов, города и горожан. Такие варианты, на мой взгляд, есть, они вполне реальны, с понятным и прозрачным алгоритмом, и вопрос их воплощения — дело времени и политической воли.

Что же до ЧелябГЭТа, то здесь, несмотря на то, что сумма долгов даже больше, чем у «Челябавтотранса», сама ситуация несколько проще и управляемей, поскольку речь идет о своего рода естественной монополии, а это несколько другой порядок банкротства предприятия. Мы ведем консультации с налоговыми органами.

И я должен здесь сказать огромное спасибо налоговикам во главе с Михаилом Михайловичем Бирюком (руководитель регионального управления ФНС — прим. редакции), которые, даже ценой, возможно, в том числе некоторых служебных рисков, стараются комплексно изучить эту ситуацию, нестандартную и крупную, и прийти к решению, которое бы и соблюдало интересы государства, и не нарушило бы стабильную работу предприятий общественного транспорта Челябинска. Заметно и то, что в решении проблем общественного транспорта города выражают заинтересованность и активное участие все ветви власти — и депутатский корпус, и представители федеральных структур исполнительной власти. На постоянном личном и особом контроле держит ситуацию губернатор Челябинской области Борис Дубровский.

— Планы и впрямь выглядят неплохо. Но все это имеет смысл только в том случае, если в дальнейшем муниципальный общественный транспорт либо будет операционно безубыточным, либо близок к этому. Сейчас он приносит серьезные убытки и без того невеликой казне города. Кроме того, он нуждается в серьезных вложениях в подвижной состав и инфраструктуру.

— Конечно, нужны вливания.

— Много?

— Знаете, если директор предприятия показывает мне, что в среднем для того, чтобы отремонтировать автобус, нужно пять миллионов рублей...

— Это же почти цена нового автобуса.

— Вы сами ответили на свой вопрос, хотя вроде бы не отвечаете за городской транспорт.

Но скажу еще вот что. Вливания в подвижной состав и материально-техническую базу, безусловно, нужны. Но не прямо сейчас. Всему свое время. Сначала нужно стабилизировать финансовое состояние предприятий.

А еще — стабилизировать их текущую деятельность, работу, вплоть до выпуска на линию автобусов, трамваев, троллейбусов, их технического состояния. В конце концов, есть жители Челябинска, которым все равно, что происходит с МУПами, они на остановках ждут транспорт, чтобы вовремя добраться на работу или домой. И если автобус сломался — это не их проблемы, а наши. И это уже задача директоров предприятий, они за это зарплату получают, коллективами руководят.

В конце концов, почему встает вопрос о государственно-частном партнерстве. Есть ведь примеры удачных решений в других городах.

— Казань?

— Да, в том числе. Но замечу — там ведь сами маршруты принадлежат МУПу. А вот автобусы — частные. И они договорились о совместной работе. Ну, в хорошем смысле. О совместной, системной работе.

— Частные перевозки, в том числе маршрутные — это ведь, в том числе, огромные ежедневные потоки наличных денег, которые достаточно просто увести от контроля и учета. Обороты на рынке маршрутных такси — миллиардные. Это в том числе и идеальная среда для коррупции. Скажите прямо — вас пытались купить?

— Думаю, что те, кто хотел бы это сделать, уже узнали некоторую специфику моего характера. Так что — нет, не пытались. Даже не подходят с такими предложениями. Знают, какой будет ответ.

Поймите, моя задача — системная работа. Давайте вернемся к теме конкурсов на маршруты, которые обслуживает ЧАТ. Управление работает в текущем режиме, в соответствии с порядком своей работы и в соответствии с законом и ситуацией. Я как управленец, должен заглядывать чуть вперед и думать о заделе определенного резерва, возможностей для города, о снижении рисков, о людях, которые работают в МУПах. Поэтому и появился в качестве пока что резервной организации-перевозчика МУП СОД. Сейчас я уже могу сказать, что Глава города Евгений Тефтелев уже согласовал штатное расписание этого МУПа в количестве 800 единиц...

— Это ведь примерно столько же, сколько работает сегодня в ЧАТе...

— Именно.

— И если ситуацию с ним не удастся «вырулить»...

— Люди просто перейдут на работу в другой МУП.

— Не так давно наша газета писала о том, что власти города создали три совершенно идентичных ООО с одним и тем же названием «Общественный городской транспорт», учредителями которых выступили два МУПа — «Служба организации движения» и «Служба благоустройства»...

— А это также «резервные» организации.

— Но почему это ООО совершенно идентичны во всем? Почему не назвали, например «Общественный городской транспорт-1», «Общественный городской транспорт-2» и так далее...

— Это сделано прежде всего для удобства пассажиров. Горожанам ведь, по большому счету, все равно, как это называется. Главное, чтобы перевозки осуществлялись качественно и вовремя.

— Ситуация с МУПами, пусть и крайне непростая, но все-таки — это текущая работа. А каковы, на ваш взгляд, стратегические перспективы развития общественного транспорта Челябинска?

— Знаете, я все-таки сейчас, на этой должности больше тактик, чем стратег. И смотрю на ситуацию из своего «окопа».

— Хорошо, давайте по-другому. У вас есть свое, личное понимание развития общественного транспорта?

— Конечно, есть. Иначе я бы не мог принимать решения.

— Ваша картина будущего отличается от того, что есть сейчас?

— (после небольшого раздумья) Отличается. Я считаю, и это основано в том числе на моем личном опыте, что на рынке перевозок должен присутствовать муниципалитет, муниципальные предприятия. В качестве игрока, гарантирующего населению поставку услуг по перевозке.

— Тогда что в этом случае первично — безубыточность, прибыльность транспортных МУПов, или гарантированность качественного транспортного обслуживания населения, качество транспортной инфраструктуры города? Ведь далеко не по всем маршрутам и направлениям выгодно осуществлять перевозки...

— А знаете, котел-то ведь один, общий. На любом крупном производстве бывает так, что один цех — более рентабельный, другой — менее. Если взглянуть чуть назад, в историю, то у муниципалитета были определенные доходные вещи, которые сегодня принадлежат частным лицам. А мы остались с тем, что остались...

Конечно, одной из задач муниципалитета является не только зарабатывать деньги, но обеспечивать социальную инфраструктуру. Значит, муниципалитет должен «нарезать» своим МУПам более ликвидные маршруты, чтобы было чем компенсировать расходы на менее ликвидные, в том числе связанные с перевозкой льготных категорий пассажиров. А для этого мы должны твердо стоять на ногах.

Иногда частные перевозчики начинают заводить разговоры о повышении платы за проезд. Я считаю, что ни в коем случае нам, муниципальному транспорту, сейчас нельзя этого делать. Сначала мы должны показать качество выполнения услуги. Автобусы, троллейбусы и трамваи должны ходить вовремя, по расписанию.

Что же до взаимодействия с частными перевозчиками — я считаю, что мы должны не заниматься распилкой кусочков пирога, что выливается в гонки на перекрестках и остановках, а прежде всего, стараться вместе сделать так, чтобы сам размер этого пирога увеличился. Уверен, это понимают и многие «частники», готовые к работе по понятным и прозрачным правилам, на долгий срок.

— Вы довольны недавно разработанной новой маршрутной схемой общественного транспорта Челябинска?

— Время покажет. Схема выглядит красиво. А доволен или нет должен быть не я, а жители Челябинска. Это важнее.

Комментарии 2

Роман Александрович, это какой конкретно директор вам говорил что ремонт одного автобуса стоит 5 000 000 рублей?

Директор черного моря, очевидно же.