Команда «Газы!»

Начали разработку Томинского ГОКа, говорите? Сейчас плесну на угольки.

Матвей Кондрашов

— Вашей машине исполнилось три года, нужна диагностическая карта.

(этот материал — про автомобилистов, но не для автомобилистов)

Так получилось, что о завершении срока полиса ОСАГО я вспомнил в день завершения полиса ОСАГО. И не утром, когда можно было исполнить какой-нибудь манёвр: позвонить на работу, озвучить слезливую историю о бессердечных инспекторах и стервятниках-эвакуаторщиках, увозящих мой юркий хэтчбек работы чешских мастеров на штрафстоянку, а прямо посреди рабочего дня. Работал, работал, и тут мысль в голову копьём с децибелами сирен гражданской обороны: «Уродство! Страховка же заканчивается! Аларм! Аларм!!!!». Ещё и пятница, когда в конторах поголовно короткий день. 

Штраф за отсутствие полиса составляет 500–800 рублей. Кроме того, в зависимости от ситуации с машины могут снять регистрационные знаки. Начальник на работе, к счастью, человек понимающий. Поэтому даже не пришлось тратить минуты на падение в ноги ради разрешительного «езжай». И вот стремглав несусь в страховую компанию.

Стоит отметить, что ещё год назад покупка страховки была делом не из лёгких (думаю, автомобилисты меня поймут). Многочисленные скандалы с навязыванием допуслуг, очередями в офисах, созданием искусственного дефицита, поисками страховых компаний, которые согласились бы продать полис в принципе, рисовали в голове немыслимый квест, сопоставимый с игрой в «Форт Боярд». Но по прибытии в офис я застал зевающих операторов.

— Хочу продлить страховку.

— 10 300 рублей и без проблем.

И всё же с проблемами. Автомобилю исполнилось 3 года, поэтому продавать полис отказались, мотивируя тем, что нужна диагностическая карта (пришла на замену талону техосмотра в 2011 году).

— Где получить?

— Да можно рядом в трёх кварталах.

В студенческие годы моей первой машиной стал Mercedes. Автомобиль был небольших размеров, но требовал к себе крайне уважительного отношения. И даже не в силу марки, а по причине возраста: я — 1984-го года производства, автомобиль — 1983-го. И если человеческий организм в 20 лет только расцветал, то железный конь уже подавал признаки хандры: то аккумулятор «умирает» внезапно, то ходовую часть перебрать. Поэтому каждый техосмотр проводился с особым трепетом. Эксперт, расхаживая вокруг, проверял почти каждый узел: правильно ли настроен свет фар, исправны ли дворники, не люфтит ли рулевое управление, как работает двигатель, не «лысые» ли шины, обеспечивают ли безопасность ремни этой самой безопасности, не подводят ли тормоза, вписываются ли в норму выхлопные газы. И даже когда руки с дрожью тянулись за заветным талоном, приёмку могли забраковать по причине отсутствия в дорожной аптечке эластичного бинта, например.

Наши отношения длились пару лет. По ряду причин с Мерседесиком в середине двухтысячных пришлось расстаться. Альтруизм, связанный с выбором профессии журналиста (а, скорее, больше с сопутствующей зарплатой), купить новую машину не позволял. В общем, что такое личный автотранспорт, забыл лет этак на 10. А тут фраза «вам нужно пройти техосмотр» заново бросает в воспоминания тех лет и прямо-таки провоцирует тремор в конечностях и бросание в холодный пот. Не дают полис. В пятницу. Ближе к вечеру.

Почему талон техосмотра заменили на диагностическую карту? И почему я на это обращаю внимание? В двухтысячные система техосмотра действовала ещё с советских времён. Контроль за техническим состоянием автотранспорта был целиком возложен на ГИБДД. До кризиса десятилетней давности южноуральцы, ничем не отличаясь от остальных россиян, массово одолевали автосалоны, радостно расставаясь с наличностью (по статистике, в 2008-м году в стране был рыночный бум — 2,74 миллиона купленных машин, по Южному Уралу найти данные не удалось). В то же время, в том же Челябинске, по состоянию на тот год, работали 12 пунктов технического осмотра и 24 линии. Соответственно, когда спустя три года владельцы устремились за новыми талонами ТО, в ГИБДД к этому, естественно, не готовились. Поэтому возникшие огроменные очереди на постах были восприняты как стихийное бедствие. А отсюда и приторговывание заветными бланками, и обход очереди для «своих». В общем, весь этот ажиотаж, ещё и на федеральном уровне, привёл к тому, что экс-президент Дмитрий Медведев в апреле 2011 года предложил: «или упрощать процедуру прохождения техосмотра, или отменять её вовсе».

Совсем отменять, понятное дело, нельзя. Поэтому пришли к компромиссу, но хитромудрому. Поскольку езда без полиса ОСАГО — дело противозаконное, но страховые компании (по задумке) не будут подписываться под заведомо опасными автомобилями, контроль над их техническим состоянием от ГИБДД передали в Российский союз автостраховщиков. Талон техосмотра заменили диагностической картой, которую надо предъявлять уже не автоинспектору, а сотруднику страховой компании при покупке полиса. А чтобы открыть новый пункт, уже требовалось не разрешение ГИБДД, а аккредитация РСА. Соответственно, отрасль вступила на рыночные рельсы.

Вместо 12 пунктов в 2008-м году на сегодня сервис «2гис» по запросу «техосмотр» выдаёт в Челябинске 91 вариант, «Яндекс-карты» — 68 результатов. Удобно? Да. Конкуренция? Ещё бы! Вот только... 

Добравшись до рекомендованного страховой компанией «пункта неподалёку», утыкаюсь в гаражную мастерскую.

— Стоимость процедуры 700 рублей, пластиковые карты не принимаем.

Оплачиваю, подаю в окошко техпаспорт. Оператор утыкается в компьютер, что-то набивает, распечатывает, расписывается, протягивает лист А4.

— Это пропуск на осмотр?

— Это ваша диагностическая карта.

Машина стояла на улице, реальное техническое состояние «эксперта» вообще не интересовало, он её даже не видел! А попросту выдал документ, действующий два года. Более того, при желании, без всякого осмотра (!!!) можно купить такую бумагу онлайн, ещё и на дом привезут.

Аналитическое агентство «Автостат» насчитало в Челябинске на 1 января 2017 года 320,4 тысяч автомобилей. К маю дороги пополнились ещё на 13,1 тысяч новых легковушек. Если отталкиваться от этих цифр без учёта погрешностей, что сегодня две машины отправились в утиль, а пять купили, то при попытке посчитать рынок техосмотра (отталкиваясь от запрашиваемых 700 рублей) можно выйти на заманчивые 233 с половиной миллиона. Оплата оператору и траты на два листа А4 вряд ли можно считать весомым поводом, чтобы отказаться от денег из воздуха (или в данном случае из выхлопа). Но не это главное.

Мне бы ликовать. Три минуты времени, процедура сведена к минимуму — очередей нет, путь к заветной страховке открыт. Разве не об этом мечтали я вместе с автомобилистами, трясясь несколько лет назад у государственных пунктов? Но сейчас, увы, нет и реального осмотра. Кому выдаются разрешения и на каких условиях? Кто теперь следит реально за техническим состоянием автомобилей? Государственная инспекция безопасности дорожного движения при таких условиях за безопасность авто вовсе не отвечает. Где гарантия, что завтра на пешеходном переходе не собьют ребёнка на «древнем корыте» с отказавшими тормозами, но с полисом «автогражданки» и диагностической картой в наличии? Да и саму карту подделать не составляет никакого труда. Лист А4 распечатывается на любом принтере, лично у меня в офисе страховой глянули на него без всякого интереса. Есть и есть. Задача же — полис продать, а не отвечать головой за покупателя.

Возвращаясь к мысли о загрязнении окружающей атмосферы. Главным врагом челябинцы видят промышленные предприятия. Когда во вторник в медийной повестке появилась новость, что РМК приступила к разработке Томинского ГОКа, она не просто появилась, а взорвала соцсети (впрочем, уже ставшими привычными для автора) комментариями «мы умрём в этой дыре», «поравалить», «останутся те, кому некуда деваться» и прочими «бла бла бла». Но при этом народ упорно игнорирует вот какую вещь: что в рамках интервью для «Челябинского обзора» (вспомним высказывание главного онколога региона «Самый злостный загрязнитель экологической среды города — это автомобильный транспорт»), что в рамках моего проекта «Час Полит» на телеканале «Россия 24» из уст различных экспертов неоднократно звучала мысль, что главные загрязнители — не производства, а автомобили.

Да, регламент проверки машин наилучшим образом подстроился под всех. Новые пункты ТО ограничиваются обязательными взносами в РСА; техосмотрщики устроились на непыльную, но денежную работу; нерадивые автовладельцы могут без проблем обходить нормы; полиция разводит руками: «не мы же отвечаем за выбросы». Да, в понедельник в мэрии сказали, что купят 10 автобусов на газомоторном топливе для пущей экологии. Но что это по сравнению с сотнями тысяч личных машин?

И ладно я в своей уверен: возраст небольшой, техобслуживание прохожу каждый год у официального дилера, в бак заливаю только качественное топливо. А сколько по дорогам колесят убитых в хлам «рыдванов», коптящих сродни БелАЗу, чьи обладатели покрывают тройным непечатным заводы, но позволяют себе купить диагностическую карту «из-под полы», ещё и припарковав машину на газоне, напрочь его закатывая? 

Поэтому у меня есть обращение к таким горожанам: «Хотите, чтобы город был чище? Это в ваших силах. Уезжайте. Хоть в Краснодар, хоть в Мурманск, хоть на Луну. Только на своих машинах, пожалуйста. Коптите там сколько угодно, бравируя легальной диагностической картой. Все скажут только спасибо».

Или, горлопаня «в Челябинске дышать нечем», мы любим жить двойными стандартами?

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 4

бред. попытка переложить с больной головы на здоровую. если государство позволяет мошенникам наживаться, то в чем люди виноваты? Гок - это тоже история наживы и мошенничества.

Из под полы талон и раньше можно было купить! А вот страховку по липовой ДК вам не оформят, так как результат прохождения ТО загружается в РСА и виден в "системе". Матвей, готовьте тщательнее материал!, вы ж журналист Об'Зора

Материал написан от первого лица, еще вопросы?

В Челябинске 250 000 автомобилей (округляю). В Москве - 7 500 000. Более семи миллионов. Площадь города примерно одинакова. При этом, там экологическая ситуация значительно лучше. Что-то не складывается.