Стратегия деградации?

Как избиение охранником посетителя магазина может быть связано с планами на развитие Челябинска?

В понедельник большие чиновники собрались, чтобы скорректировать стратегию развития Челябинской области. Медийная практика подсказывает, что после озвучивания работы на областном уровне через некоторое время об аналогичных действиях журналистам заявляют в мэрии: мол, в том же направлении мыслим. А в конце прошлой недели охрана избила посетителя магазина.

znak.com

Если кто-то пропустил сие событие, то напомню версию непосредственного участника: охранники заподозрили 41-летнего покупателя в краже. Мужчина рассказывает, что попытался узнать цену бритвенного станка в супермаркете, а когда выяснил, что для него дороговато, то на кассе развернулся, повесил его обратно. Но на выходе остановили охранники, а когда отказался выворачивать карманы — завели в подсобное помещение, где избили.

Ещё раз подчеркну — это версия, которая из соцсетей разлетелась по региональным СМИ. Это, конечно, буря эмоций у пользователей соцсетей, но не официальная версия следствия, которое, естественно, к инциденту подключилось.

Можно, конечно, вообще конспирологическую теорию построить (а такую я слышал, без шуток) — что, дескать, торговая сеть, в которой произошёл шум, аффилирована с экс-губернатором Челябинской области, и с такой вот «подставы» началась атака на его бизнес. Но давайте прочтём, покрутим пальцем у виска и забудем.

А вот на какие соображения вывела меня кривая (а чтобы в кривости мыслей и меня не обвинили, разложу пошагово). 

Первое: инцидент произошёл в торговом комплексе, где якорным арендатором является продуктовая сеть. Прочитали, пошла следующая мысль, но эту не отпускаем, зафиксировали.

Второе: сейчас в Челябинске — просто-таки засилье федеральных продуктовых сетей. Приведу один пример: от дома, где я живу, до конца Комсомольского проспекта — четыре остановки общественного транспорта. В ближайшем радиусе — шесть (!!!) огромных продуктовых сетевых моллов: 

— «Мегамарт» в ТРЦ «Фокус» (Молдавская, 16);
— «Магнит», построенный рядышком с «Фокусом» (Молдавская, 14);
— «Spar» на перекрёстке улицы Чичерина и Комсомольского проспекта (Комсомольский проспект, 113);
— «Перекрёсток» на улице Чичерина рядом с улицей Братьев Кашириных (Чичерина, 38в);
— «Молния», через дорогу от «Проспекта» (Братьев Кашириных, 133);
— «Лента» (Академика Сахарова, 15);
Плюс — собрались строить «Ашан» на перекрестке улицы Чичерина и проспекта Победы.

И это — без учёта прилегающих «Теоремы» да разного рода «Пятёрочек», «Ариантов», «Дикси» и прочих небольших магазинов с продуктами. Вопрос: «Столько, что ли, едят? Куда такое количество полок с продуктами?» пока оставим без внимания (это тема для отдельного обсуждения). Но «коробки», обшитые сайдингом, появляются повсеместно. Поэтому поселили в голове вторую фундаментальную мысль: «Продуктовые сети метят пустующие пространства в Челябинске».

Третье: всё больше развлекательных заведений в Челябинске для привлечения клиентуры уже готовы принимать посетителей даже со своими продуктами. Вот, например, какое объявление мне пришло в соцсети от одного кафе: «любые банкеты от 1000 руб на человека и тогда можно принести все остальное свое: алкоголь, сок, фрукты, сыр, конфеты и т.д. Все порежем и выложим».

Уже и доллар падает, и покупательская способность населения выравнивается, а рынок — в упадке, что подтверждается закрытиями всё большего количества заведений общепита. Вопрос не в районе — одинаково висит табличка «аренда» как на пивном ресторане «Спиридонов» в Курчатовском районе, так и заведении «Дедуля» на улице Энгельса. Зато пышным цветом расцветают «Монетки», «Пятёрочки», «Магниты», на освободившиеся места они слетаются как саранча. Здесь можно говорить не о жизни сферы развлечений в рамках городской среды, а о выживаемости.

А вот теперь объединяем эти три мысли в одну с кадровым уклоном. 

Кто требуется в кафе и ресторанах? Навскидку: шеф-повар, официант, управляющий, дизайнер (для оформления помещений), приглашённые музыканты. Люди, которые для работы в этой сфере должны обладать определенным уровнем квалификации, ради которой получают образование, ездят на обучающие семинары, участвуют в кулинарных конкурсах, а в борьбе за клиентуру совершенствуются в оказании услуг, и в конечном итоге приобщают челябинцев к культурному отдыху.

В магазинах же персонал сводится к кассирам, сортировщикам товаров по полкам (для пущего пафоса именуемых мерчендайзерами), охранникам. Высокой квалификации для такой работы не требуется.

В Челябинске есть как целиком специализирующиеся на общепите образовательные заведения (например, Институт ресторанного бизнеса, Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли, профлицеи и училища), так и отдельные факультеты в РБИУ, ЮУрГУ, других вузах. Ежегодно они выпускают уйму специалистов, которым, как минимум, на начальном этапе надо где-нибудь практику пройти, а то и трудоустроиться. Но — где и кем? Когда даже лакомые куски в центре заняты продуктовыми магазинами. Я не придумываю. На улице Энгельса уже вместо кофейни «Ваниль» работает «Монетка». Журнал «Курс дела» сообщил о грядущем закрытии кофейного салона «Авиньон» на улице Советской. Одним из претендентов на место является... правильно, сеть алкомаркетов «Красное и Белое». Хватает и других примеров. Процесс неумолимо накрывает всю карту Челябинска.

Что имеем в итоге?

По данным, собранным областным управлением Федеральной службы  статистики (Росстат), Челябинская область стала вторым регионом Урала по количеству безработных. Это самая тяжелая ситуация за последние годы, хуже было лишь в 2010-м.

О каком взаимодействии учебных заведений и работодателей можно говорить? Смысл обучения на ресторатора и прикладные профессии в Челябинске теряется в принципе. Впору ставить вопрос уже о выживаемости не только развлекательных, но и учебных заведений. И даже не ставить вопрос, а трезвонить во все колокола. 

Стратегию развития Челябинской области начали прописывать аж до 2035 года. Но, черт побери, какие стратегии, когда уже работы нет, а высококвалифицированные специалисты и молодёжь, которой нечего терять, собирают чемоданы и уезжают в другие города и регионы? А их место занимают приезжие из сёл, деревень, малых городов и еще более депрессивных регионов, которых и работа охранником или продавцом устраивает более чем вполне. Тут уже на грязную скатерть не пожалуешься, целым бы домой вернуться.

Конечно, можно (и даже нужно) осознавать, что избиение быдло-охранниками несчастного покупателя магазина — это частный случай и «эксцесс исполнителя». Не застрахован никто. Проблема в другом — этот частный случай вписывается в печальную тенденцию (выражающуюся в экономике в приходе на место общепита для «среднего класса» продуктовых сетей «для бедных»): снижение не только уровня жизни, но и качества человеческого капитала в городе.

Об этом активные челябинцы говорят уже давно. На днях директор рекламно-производственной группы Михаил Смирнов во время записи программы на ТВ описал происходящее одной фразой: «В Челябинске процветает дебилизация и "курганизация"».

Конечно, чиновники могут в очередной раз вспомнить, что население Челябинска в целом-то увеличивается. Но кто-то во власти всерьез исследовал не общее сальдо миграции, а ее качество? Сколько людей, семей, специалистов какой квалификации и каких зарплат покидают город, и кто, какой квалификации, профессий, уровня образования и доходов их сменяет? Боюсь, такой статистики власти не ведут. Она в Челябинске для властей «не очень удобна».

Но что-то с этим придется делать: вектор развития человечества показывает, что именно качество человеческого капитала прежде всего прочего определяет и материальный уровень, и качество жизни на территории. Хотелось бы понять, что об этом думают и как собираются преодолевать негативные тенденции те, кто занят выписыванием различных стратегий развития Челябинска в частности и Южного Урала в целом. 

Или засилье быдлоты и есть ваша «стратегия»?

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 1

Увы, но описываемая в статье тенденция имеет место быть... Многие друзья-знакомые уже уехали из депрессивного Челябинска, другие присматривают место, держа такой план в голове. Город стремительно нищает мозгами в том числе. И в обозримой перспективе не очень понятно, как остановить этот процесс...

Новости

Главное