По реке в будущее

Чтобы стать успешным, городу надо менять отношение к своей реке и ее саму

Дать новый импульс развитию Челябинска, избавив его от реки — по крайней мере, в привычном ее виде и качестве. Любопытная идея о смене места и роли городской водной артерии стала одним из призеров проведенного мэрией конкурса градостроительных концепций «Челябинск — XXI век».

Река как граница

Авторы, среди которых уже знакомый читателям «Челябинского обзора» архитектор Кирилл Кугаевский (см. его интервью в предыдущем номере), решились на некоторую провокацию уже в названии работы, предложив вообразить Челябинск как город «без реки, но с будущим». В самом деле, если Челябинск можно представить без заводов, то почему бы не пойти дальше? И избавить его от реки, на которой он когда-то был основан. Тем более, здравый смысл подсказывает: река в городе, конечно же, останется, как и заводы. Другое дело, что как раз в будущем Челябинска всем им найдется место исключительно в том случае, если они предстанут в новом качестве. И тем самым, собственно, будущее Челябинску обеспечат.

К тому же, довольно трудно поспорить с утверждением, что у Челябинска нет своей реки уже сегодня. Как трудно найти на карте другой сопоставимый по размерам город, который вопреки мировому, да и своему собственному историческому опыту, был бы столь откровенно равнодушен к реке, протекающей прямо через его центр. Ничтожно малый благоустроенный отрезок набережной — и тот нельзя назвать местом притяжения, а потому он тоже не в счет.

Ответ самой реки на такое отношение вполне ожидаем: заброшенный и необустроенный, Миасс де-факто — это самая протяженная и труднопреодолимая из многочисленных внутригородских границ, что буквально рвут сегодняшний Челябинск на части и тем самым тормозят его развитие. Промышленные, складские и санитарные зоны, гаражные массивы, гигантские огороженные пространства вроде брошенного танкового училища, автомагистрали и развязки, действующие и простаивающие железнодорожные пути — все это куски территории, не просто вырванные из городской среды, но и режущие ее вдоль и поперек. На преодоление этих границ город и горожане тратят гигантские ресурсы, и в целом с грустью приходится констатировать: река Миасс в нынешнем виде тоже является, скорее, негативным фактором, нежели помогающим качественному росту Челябинска.

Берег кластеров

Компактность — это первый из градостроительных принципов, с опорой на которые минус предложено превратить в плюс. Узкой полосой по обоим берегам реки проляжет непрерывная череда жилых, общественных и коммерческих объектов и зон, легкодоступных извне и удобно связанных друг с другом — прежде всего, общим пешеходным маршрутом. Общая протяженность прибрежного променада составит порядка 30 километров, и тем самым, по сути, будет образована новая улица, проходящая вдоль речного русла через весь город.

В предлагаемом наполнении и зонировании этой улицы отражен кластерный подход. Это когда компактно — допустим, в пределах одного квартала — размещаются предприятия или учреждения одной сферы. Оставаясь в конкурентных отношениях, они неизбежно становятся еще и коллегами, которые совместными усилиями продвигают развитие своей отрасли, а через это — городской экономики в целом.

Например, предполагают авторы, ныне печально известный остров Заячий, преобразование которого также возможно в рамках проекта, мог бы стать местом сосредоточения фирм, работающих на рынке рекламы в Челябинске, — по аналогии со знаменитой Мэдисон Авеню в Нью-Йорке. И таким же образом на заброшенных сегодня берегах Миасса в будущем могут появиться спортивный и культурный кластеры, Фэшн-стрит, Посольская улица, Богемный квартал и много чего еще.

«Очеловечить» реку

Кстати, о берегах. Провокационное название проекта на самом деле означает лишь изменение конфигурации береговой линии Миасса. От плотины Шершневского водохранилища до подступов к ЧГРЭС предложено создать каскад из 25 разноразмерных водоемов, соединенных 28 каналами с общим руслом. Замысел в том, чтобы придать реке и ее берегам человеческий масштаб, уйдя от ощущения пресловутой границы. Это когда ты не просто легко можешь спуститься к воде, потрогать ее руками или забросить удочку, но и без особого труда переброситься парой слов с человеком на противоположном берегу. Не говоря уже о том, чтобы в два счета туда перебраться.

Такое переформатирование, возможно, будет и в интересах самой реки, которую, как известно, в свое время ошибочно расширили, и это замедлило ее течение и привело к частичному заболачиванию. Сужение сделает Миасс быстрее и поспособствует очищению. Но, конечно, идею необходимо обсуждать со специалистами. В конце концов, главное — сделать берега реки в центре города более доступными и обитаемыми. И сегодня технологически это можно осуществить без малейшего ущерба для самой реки.

Важны для идеи «очеловечивания» другие проектные решения. Например, прогулочная зона вдоль реки должна оставаться исключительно пешеходной. Автотранспорт останется за внешними фасадами. Сама набережная может быть поделена на нижнюю и верхнюю прогулочные зоны. Первая проляжет непосредственно у воды, а вторая протянется вдоль построек. Кстати, в проекты зданий тоже заложен человеческий масштаб. Во-первых, они не будут высокими — максимум, пять-шесть этажей. Во-вторых, все первые этажи будут отданы под объекты торговли, общепита, сферы услуг, причем попасть в них можно будет как с самой набережной, так и с внешней улицы.

Река возможностей

Авторы называют сразу несколько достоинств своей идеи. В первую очередь, Челябинск, наконец, развернется лицом к собственной реке, обеспечив ей надлежащий внешний вид и оптимальное применение в условиях современного мегаполиса. Южноуральская столица имеет все шансы обзавестись одной из лучших городских набережных с высоким потенциалом точки притяжения туристов, новых жителей, нужных городу специалистов и следующих за ними инвестиций.

Реализовать столь сложную и масштабную задумку можно только путем государственно-частного партнерства. Но даже этап обсуждения концепции — конечно, с подачи муниципалитета — привлечет нужное внимание к Челябинску и тем условиям, которые он предлагает бизнесу. По понятным причинам сам проект может растянуться на годы и даже десятилетия, но это будет куда более адекватное вложение капитала, чем в авантюры вроде строительства метро и расширения дорог.

Ведь на берегах некогда чужой городу реки появятся условия для одновременного развития самых разных отраслей и сфер, чье количественное и качественное разнообразие дает импульсы для нового роста. Причем эффект синергии скажется не только на городской экономике. Челябинск в целом увеличит собственную ценность, которая с этого момента будет только расти. В конце концов, как совершенно справедливо замечают авторы проекта, ценность города — не в сумме затрат на его постройку, а в богатстве возможностей, которые дает городская среда для развития экономики, впечатлений от пребывания в городе и ощущения качества жизни в нем.

Важно и то, что городу вполне под силу осуществить задуманное своими силами, без напрасного ожидания щедрот от федерального центра, как это происходит с тем же метростроем. Река Миасс, ее берега и возможность правильно всем этим распорядиться — это исключительно внутренние ресурсы Челябинска, которые, увы, пока не задействованы и ждут своего часа.

Преобразование Миасса в цифрах

Площадь территории под застройку: 330 га
Площадь зеленой зоны, включая водную поверхность: 190 га
Совокупная площадь зданий и сооружений: 2 000 000 кв. м
Протяженность зеленой зоны по центральной оси: 13 км

Протяженность обустроенной набережной: 30 км, в том числе:
вдоль левого берега: 13,45 км
вдоль правого берега: 13,55 км
набережная Заячьего острова: 2 км.

Самая длинная велодорога России

Второе название этого концепта — «Зеленая улица». На первый взгляд, оно не совсем вяжется с образом реки, которая помещена в центр всего замысла, хотя авторы и настаивают: после обустройства берега Миасса не только не потеряют, но и усилят свой зеленый статус. Однако идея становится понятнее, если преображенный участок побережья в черте города рассматривать лишь как часть более продолжительного маршрута, которым параллельно руслу Миасса можно соединить центр Челябинска и его пригороды, все более активно интегрирующиеся в агломерацию мегаполиса.

Авторы предлагают сделать крайними точками Зеленой улицы село Кременкуль на западе и Долгодеревенское на севере. Если передвигаться вдоль русла реки через город, то между ними окажется расстояние в 70 километров! Но скорее всего, общая протяженность маршрута окажется даже значительнее, потому что рано или поздно от его основного хода начнут появляться дополнительные ветки к другим пригородным поселениям — прежде всего, на западном берегу Шершней.

В таком масштабе Зеленой улице, конечно, будет трудно предстать в качестве пешеходной, зато она станет прекрасным велосипедным маршрутом, притом востребованным не только для активного отдыха в выходной день. С учетом трассировки через центр города — а именно вдоль прогулочных зон на набережной реки, — велодорожка неизбежно станет альтернативой традиционным способам перемещения по городу. В итоге самая длинная велодорога в России (чем не бренд для Челябинска?) создаст условия для того, чтобы велосипед как самый экологичный вид транспорта  стал полноценной компонентой транспортной системы Челябинска. Что бы там этому поводу ни брюзжали скептики.

 Андрей Бодрягин, управляющий партнер компании «Девелопмент Pro», соавтор идеи:

— На мой взгляд, предложенная нами концепция имеет значение не только для будущего Челябинска, но и для его настоящего — прежде всего, в части регулирования застройки побережья Миасса. Сейчас это в состоянии плохо регулируемого хаоса, от чего и возникают те конфликтные ситуации, которые мы можем наблюдать на примере ситуации на улице Набережная. Если город не обозначит свое понимание, для чего ему река, и какой она должна быть, такие конфликты не будут редкостью. Но самое плохое, что мы бездарно утратим очень ценный ресурс для качественной трансформации всего нашего города.

Комментарии 3

1.Судя по всему этот проект - неуклюжее обоснование другого проекта, который зарубили, а именно обоснование тотальной застройки заячьего острова. 2. Можно много "балаболить" и про велодорожки, и про Мэдисон авеню, и про богемный квартал, и про все рекламные компании в одну кучу, но факт остается фактом - заячий остров, в соответствии с федеральным законодательством полностью находится в санитарно-защитной зоне ЧЭМК и никакой рекреации и отдыха с развлечениями там быть не может, так же как не по-человечески размещать там офисы (8часов, 5 дней в неделю там будут работать люди). 3. Суть проблемы - хапнули участок на острове - надо отбить бабки. Как известно за сотни процентов прибыли капиталист пойдет на все. Учите матчасть и катайтесь на велосипеде вдоль зеленой улицы от Кременкуля до Долгодеревенского! Приятного путешествия!

Судя по всему вы специалист-град по подобного рода манипуляциям. А если посмотреть на проект не как на проект чегото-другого,а как на проект того, что именно в нем отображено? Можете сказать что-нибуть по существу?

Вы где нашли этого блогера-урбаниста? Обратитесь к тем кто хотя бы в теме!