Пилотный выпуск

Зачем нужно создавать в Челябинской области агломерацию «Горный Урал»

Семь городов — Миасс, Златоуст, Трехгорный, Чебаркуль, Карабаш, Сатка и Бакал, а также Кусинский район. Все эти территории войдут в проект агломерации, который Минэконом РФ выбрал для реализации на пилотной основе.

chelzeo.ru

Что такое агломерация, и почему «Горный Урал» будет пилотом?

Согласно словарю, агломерация — концентрированное расположение поселений, которые между собой связаны не только по территориальному признаку, но и различными экономическими, социальными и культурными связями.

Цель создания любой агломерации — эффективно аккумулировать и перераспределить ресурсы, которыми владеет каждая территория. «Горный Урал» в Челябинской области объединит семь моногородов: Миасс, Златоуст, Трехгорный, Чебаркуль, Карабаш, Сатку и Бакал, а также Кусинский район. На всех этих землях проживает в общей сложности 500 тысяч человек. 17 июля в ходе аппаратного совещания губернатор Борис Дубровский сообщил, что полицентрическая агломерация «Горный Урал» выбрана министерством экономического развития Российской Федерации для реализации на пилотной основе.

«Считаю, что это — серьезный результат нашей системной работы по переформатированию моногородов, адаптации их к современной многопрофильной экономике. Напомню, данная работа ведется по поручению, данному федеральному правительству президентом России Владимиром Путиным. Наши моногорода, входящие в агломерацию „Горный Урал“, уже сейчас связаны общим рынком труда с маятниковой миграцией, есть совместные инвестпроекты. Реализация проекта агломерации позволит улучшить качество жизни людей за счет повышения доступности социальной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности моногородов», — прокомментировал Борис Дубровский.

Известно, что правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции в рамках реализации программы по модернизации моногородов определила три потенциально возможных проекта. При этом отмечено, что наиболее проработанным является именно «Горный Урал». В связи с этим, федеральное министерство экономического развития предложило председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву выбрать Челябинскую область для реализации агломерации на пилотной основе.

«Горный Урал»: структура и цели

Существуют понятие и схема иерархии городских систем. Согласно ей, первая ступень системы — это компактный город, затем идет как раз агломерация, вслед за ней укрупнение и слияние достигают уровня урбанизированного (метрополитенского) района, потом — уже урбанизированной зоны, а верхушка всего этого — мегаполис. Например, такой, как японский Токайдо (от городов Токио до Кобе).

Как видим, агломерация — это второй, но очень важный этап иерархии, без которого невозможно дальнейшее развитие связей между районами, кварталами и целыми городами. На этом уровне между ними крепнут экономические «нити», растет сеть дорог, запускаются линии удобного транспорта, на пересечении которых растут новые предприятия... Отдельные, разрозненные, куски пространства срастаются, превращаются в прочную и, самое главное — удобную для жизни сеть. В случае с моногородами, каждый из который представляет собой, по сути, изолированную отрасль экономики, это особенно важно.

Проект «Горный Урал» разрабатывали в министерстве экономического развития Челябинской области. Согласно концепции агломерации, выложенной в широкий доступ, преимуществами «Горного Урала» непосредственно для жителей этих территорий являются: трудовая миграция в пределах 1,5 часов; общая система объектов инженерной инфраструктуры; общее использование межселенных территорий; общие социальные, культурно-бытовые связи.

Исторически именно в горнозаводской зоне Челябинской области сложились следующие промышленные кластеры: композиционных материалов; транспортного машиностроения; автомобильного машиностроения; высоких технологий; сельскохозяйственного оборудования; медицинского оборудования. Это Группа «Магнезит», автозавод «Урал», Усть-Катавский вагоностроительный завод, центр ядерной медицины в Снежинске, Бакальское рудоуправление и др.

В рамках агломерации существуют, по мнению авторов проекта, предпосылки к формированию так называемого шестого технологического уклада, в основе которого лежит использование нанотехнологий. А именно — предполагается создать пул следующих инвестиционных проектов:

— федеральный центр биометрии;

— внедрение систем виртуальной реальности (компания 3DiVi);

— разработка и выпуск инновационных моделей спецавтотехники;

— трансферт иностранных технологий в сфере автомобилестроения;

— центр компетенций в сфере транспортного машиностроения;

— комплексный проект по импортозамещению оборудования для сельского хозяйства;

— инновационное производство инструмента для станкостроительной отрасли;

— совершенствование технологий создания асептических помещений.

Также агломерация предполагает рациональное, удобное для населения размещение объектов здравоохранения: планируется к объединению ГБУЗ «Районная больница Кусы» и ГБУЗ «Магнитская городская больница»; создание сосудистого центра и межрайонного травматологического центра в Златоусте; открытие межрайонного роддома, регионального сосудистого центра и клинико-диагностического центра в Миассе. Кроме того, в рамках агломерации необходимо объединить работу подстанций «скорой помощи».

Артерии агломерации

Без развитой транспортной и дорожной сети не «срастется» ни одна агломерация, поэтому формирование «Горного Урала» предполагает серьезную работу в этом направлении. В частности: строительство автодороги «Железнодорожная станция Хребет — Автодорога Миасс — Златоуст», трассы от станции Тургояк до ГЛЦ «Солнечная долина», расширение участка Миасс-Курорт—Кисегач—Чебаркуль. Также появится новая дорога от Тургоякского шоссе до улицы Готвальда в Миассе.

Когда жители агломерации смогут свободно перемещаться внутри вновь созданного экономического пространства, возникнет и эффект перемещения денежных средств. И тогда окажутся востребованными новые спортивные центры, без затруднений можно будет пользоваться услугами медицинских учреждений, а, самое главное — появится шанс решить вопрос с работой для десятков тысяч жителей моногородов. Сейчас проект агломерации еще находится на стадии территориального планирования, но когда «пилот» заработает — скучное слово «диверсификация» превратится в нечто осязаемое, понятное, выраженное в качестве жизни населения «Горного Урала».

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0