Двадцать пять – транспорт ягодка опять?

В Челябинске заговорили о повышении платы за проезд в общественном транспорте

В выходные бдительные челябинцы обнаружили в нескольких маршрутных такси (маршруты № 62 и 84) объявления о грядущем повышении цен на проезд. Информацию немедленно подхватили региональные СМИ, и в понедельник власти города и региональное министерство тарифного регулирования были вынуждены опровергать слухи. Впрочем, возможно, цены все же будут подняты, но не в ближайшее время и только после того, как мэрия определится со всей концепцией развития транспорта в Челябинске.

Цены на проезд в транспорте в Челябинске не поднимались больше двух лет. В 2012 году стоимость проезда подросла с 15 до 18 рублей, сейчас же речь идет о росте сразу на четверть.

В управлении транспорта Челябинска подчеркнули, что вопрос касается только частных предприятий, тарифы на перевозки которым устанавливает региональное министерство.

«Цены на проезд в муниципальном общественном транспорте находятся в компетенции Городской думы и администрации Челябинска», — подчеркнула пресс-секретарь управления Валентина Богомазова.

Как водится, наблюдатели начали выдвигать различные версии, не исключив помимо экономического и политические мотивы.

«Нельзя исключать, что нового сити-менеджера подталкивают к принятию непопулярных решений, тем самым искусственно создавая проблемы и Дубровскому», — написал, в частности, в своем блоге политический обозреватель Александр Мельников, который связал с недавними просьбами коммунальщиков Челябинска поднять тарифы на услуги ЖКХ.

Свои «пять копеек» вставили и сами маршрутчики. Так, Алевтина Даутова, владелица нескольких крупнейших в городе компаний, осуществляющих маршрутные перевозки, в комментарии агентству uralpolit. ru сначала опровергла информацию, заявив об ошибке, однако затем все же заявила о том, что рост цен возможен: «Конечно, повышение будет, но конкретных сроков мы себе не ставим... мы пока держимся из последних сил».

В итоге власти достаточно резко осадили желающих поднять цены. Так, глава администрации города Евгений Тефтелев заявил, что повышать в сегодняшних условиях стоимость проезда в муниципальном транспорте нецелесообразно, однако пообещал встретиться с перевозчиками.

«Мы обсудим, в том числе и увеличение ими платы за проезд. Я рассчитываю услышать от маршрутчиков их видение нормального и бесконфликтного движения в Челябинске», — подчеркнул, в частности, сити-менеджер.

Региональное министерство тарифного регулирования выдало жесткий пресс-релиз в котором сообщило, что с обращением о пересмотра действующих тарифов никто из перевозчиков не обращался, а самостоятельное «повышение стоимости проезда в маршрутных такси города Челябинска по решению перевозчиков не правомерно».

Тем не менее, проблема не так проста, как кажется. Про муниципальный общественный транспорт много лет известно, что он хронически, и практически безнадежно убыточен. Себестоимость проезда примерно в полтора раза (в зависимости от вида транспорта) превышает установленный тариф в 15 рублей, и это ежегодно обходится городскому бюджету в сотни миллионов рублей. Так, на вторничном заседании Городской думы депутатам пришлось перераспределять средства муниципального бюджета — с ругих статей расходов сняли 200 миллионов рублей и направили их на нужды транспортников. Точнее — на погашение долгов, образовавшихся еще в прошлом году.

Что же касается частных перевозчиков, то и у них есть своя правда.

«По нам довольно сильно ударило падение рубля и рост цен на топливо», — объясняет Константин Дюльдин, директор ООО «Такси-Сервис». — «Дело в том, что мы используем микроавтобусы-иномарки — Fiat, Ford, Peugeot, которые, даже если и собираются в России, то с высокой долей импортных комплектующих. В результате эксплуатационные расходы у нас выросли примерно в два раза».

Кроме того, после падения рубля произошел спекулятивный рост цен на запчасти, враз ставших дефицитными.

«Топливная форсунка подскочила в цене с 8 до почти 30 тысяч рублей», — приводит пример все тот же Дюльдин.

Кроме того, с 28-29 до 35 рублей за литр выросла стоимость дизельного топлива, подросли аппетиты страховщиков («раньше я страховал по ОСАГО один Fiat примерно за 10,7 тысяч рублей, теперь, после введения новых правил это мне обходится более чем в 20 тысяч»), растут даже зарплатные аппетиты водителей.

«А что вы хотите — квалифицированных водителей большой дефицит, а они ходят в магазин, видят, как растут цены, и требуют прибавки», — сетует директор «Такси-сервиса».

По его словам, рентабельность маршрутных такси резко снизилась, прежде всего у тех перевозчиков, кто погнался за удобством пассажиров и перешел на иномарки. Владельцам «Газелей» и ПАЗов значительно легче, их потери меньше. Впрочем, конкретные цифры господин Дюльдин не назвал, поскольку их еще не до конца подсчитали.

Среди депутатов Городской думы есть два крыла, поддерживающие разные точки зрения на пути решения проблемы, сообщил «Челябинскому обзору» один из народных избранников.

По его словам, часть депутатского корпуса всерьез рассматривает возможность поднять цены на проезд, мотивируя это и без того непростым и дефицитным бюджетом города, а также «непонятками» с собираемостью налогов в этом году. В таких условиях, считают они, надо по возможности сокращать расходы, в том числе дотации на транспорт.

Другое крыло депутатского корпуса считает, что суть проблемы куда глубже, и она не будет решена, пока город не сформулирует четкую и долгосрочную концепцию развития транспортной сети.

«Прежде чем решать вопрос с ценами, надо сначала вообще определиться, чего мы хотим от городского транспорта, в идеале — рассматривать на перспективу в 20-30 лет, вместе с генеральным планом города», — считает председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Гордумы Дмитрий Довженко. — «И только после этого станет понятно, какие виды транспорта, в каком количестве будет необходимы Челябинску, и во сколько проезд будет обходиться горожанам и муниципальному бюджету».

О подготовке разработки концепции развития общественного транспорта Челябинска неоднократно сообщал и сити-менеджер Евгений Тефтелев.

Подписывайтесь на нас в соцсетях и будьте в курсе самых интересных событий Челябинска и области

Комментарии 0

Новости

Главное