Бытовые проблемы

Рынок бытовых услуг в Челябинске за два года сократился на 212 миллионов рублей

С 2014 года в столице Южного Урала значительно выросло количество парикмахерских, автостоянок и автомастерских, но при этом заметно сократилось число иных предприятий по обслуживанию населения. 

belocallyseo.com

Сжатие рынка

«Челябинский обзор» уже делал анализ рынка бытовых услуг города — по итогам 2014 года. С тех пор структура и объемы существенно изменились. Рынок 2014-го года был растущим — 105,5% к уровню 2013 года, сегодня же он падает — денег на нем в 2016 году к уровню 2015 года стало меньше на семь процентов. 

По состоянию на 1 января 2017 бытовое обслуживание населения в Челябинске осуществляют 2344 предприятия, с общим количеством рабочих мест 8158, значится в отчете управления по торговле и услугам администрации города. В этот перечень входят: ремонтные мастерские одежды и обуви; ремонт аппаратуры, часов; химчистки; автостоянки, пункты ремонта автомобилей; бани, сауны, парикмахерские; ритуальные салоны. Кроме того, сюда же относятся и «прочие услуги непроизводственного характера, в том числе ломбарды». 

За прошлый год челябинцы потратили на повседневные услуги 958,66 млн рублей. В 2014 году эта цифра была больше — 1,17 млрд рублей. Несложно подсчитать, что за два года рынок в денежном выражении сократился на 212 млн рублей. В 2016 году в Челябинске закрылось более 120 предприятий бытового обслуживания населения. Факторы понятны: это и рост тарифов ЖКХ, и удорожание стоимости энергетических ресурсов, и, конечно же, в принципе низкая рентабельность большинства услуг.

Сразу отметим, что эти цифры годового оборота весьма условные, потому что взяты из официального отчета Управления по торговле и услугам администрации Челябинска, а в этом документе учитывается только деятельность крупных и средний предприятий, но не мелкого бизнеса. То есть десятки, а может, и сотни парикмахерских, саун, салонов красоты, точек по ремонту украшений из статистики, по сути, выпадают. Но даже официальные данные дают понять, что рынок за два года упал, и весьма существенно. Однако есть два сегмента, где рост есть, и очень даже хороший: это парикмахерские и мастерские по техническому ремонту и обслуживанию транспортных средств, машин и оборудования. Увеличилось и количество автостоянок.

— В таком положении вещей нет ничего странного, так как автопарк в Челябинске большой, а качество наших дорог самым прямым образом влияет на то, как часто приходится ремонтировать автомобили, — считает Инна Красильник, начальник отдела организации торговли и услуг соответствующего управления администрации Челябинска. — Отмечен также и рост числа бюджетных «парикмахерских у дома», в которые перетекает клиентура из более дорогих салонов.

Красота спасет рынок 

Самый большой удельный вес в структуре бытовых услуг населению неизменно занимают парикмахерские — в 2016 году их в Челябинске было 30,16 % от общего числа предприятий (официальная статистика). Надо отметить, что в данном случае под вывеской «парикмахерская» имеются в виду и салоны красоты, и SPA-салоны. 

Удивительно, но салоны красоты и парикмахерские сегмента «средний плюс», несмотря на кризис, чувствуют себя относительно неплохо, несмотря на то, что население вроде бы экономит. «За последние три года, то есть всю фазу кризиса, мы не заметили существенного снижения потока клиентов, — говорит руководитель сети тайских SPA-салонов „Чанг“ Евгения Кадргулова. — А с начала января он даже заметно вырос, люди стали брать более дорогие процедуры. И это при том, что мы, в отличие от конкурентов, не делаем постоянных, еженедельных акций со скидками до 50%, а проводим „распродажу“ лишь раз в год. Снижать цены, когда работаешь на импортных препаратах, а мастеров приглашаешь из-за рубежа, практически невозможно». 
То, что средний сегмент услуг красоты использует в качестве привлечения клиентов существенные скидки и всевозможные распродажи на сайтах типа Gilmon, говорит о серьезной конкуренции в этой среде. Так что, скорее всего, в натуральном выражении этот сегмент будет расти, а вот в денежном — видимо, падать. 

Что дальше?

Рынок бытовых услуг любого города-миллионника — в «тени» на треть, а то и наполовину. Ведь мастерами маникюра, brow-дизайна (мода на «брови Брежнева» за последние два года озолотила многих) или парикмахерами на дому сегодня работают, кажется, все, кто могут. В принципе, это позитивный момент — ведь бытовые услуги и предполагают высокую самозанятость населения, что в условиях экономического кризиса очень важно. То, что при этом миллионы рублей ходят из кармана в карман, не облагаясь никакими налогами — уже другой разговор.

Вообще, всем сегментам бытового обслуживания свойственна зависимость от импорта (краски, препараты автозапчасти, химия для клининговых компаний и т. д.) и рынка коммерческой недвижимости. Доллар и евро за последний год существенно подешевели, а на рынке офисов и торговых площадей бал правит арендатор — возможно, это позволит рынку бытовых услуг Челябинска хотя бы перестать падать. 

Количество предприятий бытового обслуживания на 1.01.2017

п/п
Наименование предприятия
по специализации
Количество
предприятий
Удельный вес
в общем количестве
предприятий, %
1 Ремонт, окраска и пошив обуви 210 8,96
2 Ремонт и пошив одежды 171 7,3
3 Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной
аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов
77 3,28
4 Ремонт часов 25 1,07
5 Ремонт и изготовление металлоизделий 42 1,79
6 Ремонт, изготовление мебели 26 1,11
7 Химическая чистка и крашение,
услуги прачечных
18 0,77
8 Ремонт, строительство жилья и других построек 4 0,17
9 Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств,
машин и оборудования
357 15,23
10 Автостоянки 399 17,02
11 Услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий 97 4,14
12 Услуги бань и душевых 39 1,66
13 Услуги парикмахерских 707 30,16
14 Услуги предприятий по прокату 8 0,34
15 Услуги ритуальные 117 2,01
16 Прочие услуги непроизводственного характера, в том числе:
ломбарды
107 4,99
Всего предприятий 2344 100,0
Комментарии 0

Новости

Главное