Картинки с выставки

Два обстоятельства. Во-первых, Иннопром я посетил впервые. Поехал не из бизнес-интересов, а на экскурсию. Хотелось показать ребенку многообразие технической мысли и попытаться понять, к чему же он больше тяготеет. А во-вторых, это была суббота, то есть последний день работы выставки. В любом случае, учитывая личный опыт участия в различных международных проектах в Челябинской области, было интересно посмотреть, как это делают соседи.

Поворчу, конечно. Здание ЭКСПО неприятно удивило кривой схемой организации транспортной логистики и отсутствием ливневки на парковке. Для сооружения, специально построенного под масштабные международные проекты это, по меньшей мере, странно.

С навигацией оказалось значительно лучше и проще. Регистрацию прошел быстро, схема размещения компаний большая, глаза разбежались от обилия незнакомых названий.

«Мы»

Самый яркий экспонат российских производителей — макет поезда «Ласточка» от группы «Синара». Сюрприз! На пластиковой маске локомотива красовался логотип «УралПолимер»     ( Челябинск).

Экспозиция УГМК навела меня на размышления о формировании в нашей стране настоящих полноценных корпораций, имеющих, отстаивающих и охраняющих свои интересы в экономике, политике и в целом в жизни региона и страны. Бренд УГМК украшал макет тепловоза, а макет небольшого регионального самолета L410NG недвусмысленно намекал на то, что компания думает об оперативной связи между малыми городами, где расположены их предприятия. Все это подчеркивало, что уважаемая корпорация имеет интересы, лежащие далеко за пределами сырьевого комплекса.

Низкопольный трехсекционный трамвай с нанесенным на него гербом Санкт-Петербурга, большой, просторный, современный, вызвал двоякие чувства. С одной стороны — гордость за Усть-Катав, где это чудо придумали и разработали. С другой — обиду: доводят и производят трамвай в Твери. Не судьба, не сложилось инвестиционного партнерства.

На стенде «Россети» обнаружил планы по строительству сети зарядных станций для электромобилей, небольшие машинки класса Smart, возможно, скоро войдут в нашу повседневную жизнь. Так и рисуются картинки ближайшего будущего, стоит длинная, тихая и чистая пробка посреди города.

Порадовался глядя на легкий многоцелевой вертолет АНСАТ, интересно как скоро он будет продаваться?

«Они»

ИННОПРОМ — выставка международная. И большое количество заморских гостей не удивило. Но вот стенды их способны удивить любого. В павильоне № 1 встречала масштабная презентация китайских машиностроителей. Макеты и действующие экземпляры скоростных поездов, сухогрузов, буровой платформы, батискафа, небольших коммерческих самолетов, беспилотников, спутников, ракет, промышленных и наземных роботов впечатлили. Все хорошо оформлено, разнообразие продукции — от гибких производственных систем до литий-фосфатных батарей. Качественные видеопрезентации беспрерывно сменяют друг друга на огромных светодиодных экранах и телевизорах. Всё можно потрогать, и дети, и взрослые с удовольствием ощупывают все достижения китайского народного хозяйства.

Повеселил электромобиль Lifan. В моторном отсеке установлен электромотор и блок батарей, а салон остался без изменений, ручка классического АКПП говорит о том, что китайские инженеры решили не заморачиваться с инновациями и дизайном, а просто поменяли один силовой агрегат на другой. Машина едет и бог с ним, с этим КПД.

Впечатлили шестикоординатные промышленные манипуляторы известных зарубежных производителей, которые рисовали и раскрашивали эскизы автомобилей на светодиодных экранах, на которых шла синхронная анимация.

Хозяева и гости

А теперь о том, к чему привело сравнение масштабов представленности на ИННОПРОМе всегда соперничающих в своей крутости Свердловской и Челябинской областей. Не самое, надо отметить, радостное сравнение.

Судите сами. Вот студия-аквариум свердловского Областного телевидения, в котором идет беседа с кем-то из гостей ЭКСПО, рядом — большая экспозиция Уральского федерального университета, где представлены инновационные разработки, девелоперские проекты, новинки в сфере образования. Все это перетекает в стенд особой экономической зоны «Титановая долина». Информационные панели с видеоматериалами, интерактивные справочные киоски, вежливые, симпатичные консультанты. Чувствуется, что люди старались, их цель показать все самое лучшее в жизни Свердловской области.

Челябинская область представлена... скромненько. И по занимаемой площади, и количеству представленных компаний.

Возможно, последний день выставки показался участникам от Челябинской области наименее продуктивным, и стенды в основном пустовали. Информационные экраны отдыхали, а рекламные материалы закончились.

Всё это вызвало недоумение и разочарование. Поток-то посетителей на выставке был серьезный. Обидно. Если так относиться к международным выставкам, то зачем тогда организовывать экспозицию, инвестировать немаленькие, надо полагать, средства? Выставка — витрина для инвестора. Если витрина не очень, то до содержания они могут и не дойти.

И ведь есть же опыт проведения больших мероприятий! Сколько их случилось в Челябинской области за последние годы. Есть отличные организаторские команды. И при всем этом так блекло представить себя у соседей? Видимо, конкурентную борьбу между давними политическими и экономическими соперниками Челябинск проиграет Екатеринбургу вчистую. Дело здесь не в количестве денег, а, похоже, в отсутствии элементарного желания двигаться и побеждать.

Свой интерес

Я целенаправленно искал все связанное с аддитивными технологиями. Нашлась система лазерного спекания порошковых сталей на базе 6-ти координатного манипулятора, демонстрировалось изготовление камеры сгорания ракеты. Как я понял, это аналог 3D-принтера для тонкостенных и больших деталей сложной формы. В секторе индустриальной автоматизации отметил большое количество российских технологий. Разнообразие от 3D-принтеров и лазерных гравёров до промышленных дельта-манипуляторов играющих в шашки. Порадовал стенд Екатеринбургской студии 3D-технологий. Любезные девушки рассказывали о возможностях сканировать человека и напечатать потом его фигурку на 3D-принтере. Зачем — не до конца понятно, да и дороговато получается. По времени занимает пару часов, много требуется ручного труда, но через пару лет технология дойдет до состояния цифровой фотографии. Будем играть в солдатики персонажами из своего ближайшего окружения, а что будет в виртуальном мире происходить, даже фантазировать не берусь.

Сколково запомнилось стендом сверхпроводников и моделью железной дороги, машинки на которой двигались после поливания их жидким азотом. Мечтать и думать в России еще не разучились.

В центре зала попробовал покататься на скейте с мотором и пультом дистанционного управления. Если так дело пойдет дальше, то на пешеходных зонах придется делать разметку и ставить светофоры.

ИННОПРОМ запомнился как приятное, интеллектуальное, развивающее мероприятие. Хороший глоток свежего воздуха будущего в череде будней. И хорошо, и развивает. Вот если бы не осадочек...

Комментарии 0